Сачёв Михаил Владимирович Официальный сайт
28.01.2016
Каисты в НИИМаш, г. Нижняя Салда

В преддверии мартовского Слёта КАИстов в Нижней Салде, темой которого станет "История второго факультета", вспомним одну из публикаций в газете "Крылья"...

Каисты в НИИМаш, г. Нижняя Салда

Крупное направление выпускников КАИ - это восток, за Урал. Ежегодно 5 - 12 выпускников КАИ направляются в г. Нижняя Салда.

С 1958 года Нижняя Салда становится участником освоения космического пространства. Предприятие - Научно-исследовательский институт машиностроения (НИИМаш) - одно из ведущих в области создания ракетных двигателей малых тяг, используемых для ориентации космических объектов в космосе.

В 1971 году первая в мире космическая станция «Салют» с 32 двигателями, изготовленными в НИИМаш, была выведена на орбиту. Созданные в Нижней Салде ракетные двигатели обеспечивают работу более 800 космических аппаратов, в их числе все пилотируемые аппараты, орбитальные и грузовые корабли, модули орбитальных станций. НИИ машиностроения в своем составе имеет кислородный завод, продукцию которого используют по всей России. В НИИ Машиностроения была построена уникальная стендовая база для проведения испытаний и проводились огневые испытания и экспериментальная отработка жидкостных ракетных двигателей орбитальной ступени ТКК «Энергия-Буран».

Вот о чём вспоминает С.Е. Архипов (1964 год выпуска) о своей работе в НИИМаш г. Н.Салда. Для обеспечения ядерного паритета в СССР было решено создать новый комплекс шахтного базирования на основе межконтинентальной ракеты УР-100 (8К84), разработки ОКБ В.Н. Челомея. Проектирование двигателей 15Д1/15Д2 для первой ступени было поручено ОКБ-154 (ныне КБ Химавтоматики), для второй ступени - маршевого 15Д13 и рулевого 15Д14 - ОКБ-117 (с 1970 г. ЛНПО имени В.Я.Климова, под руководством главного конструктора С.П. Изотова). Отработку двигателей 15Д13 и 15Д14 было решено проводить на огневых стендах филиала НИИ-1 в Нижней Салде, где в 1964 году начался перемонтаж стендов и подготовка их к официальным испытаниям.

 

В Нижнюю Салду из Ленинграда была откомандирована большая группа специалистов (иногда их число доходило до 200 человек), которые вместе с работающими на месте инженерами составили мощный инженерно-технический потенциал, способный решать сложные задачи отработки ЖРД с самыми высокими энерго-весовыми характеристиками. Вот как описывает эти события один из конструкторов КБ им В.Я. Климова В. Декстер "Коллектив инженеров-испытателей на 90% молодёжный: выпускники Казанского и Куйбышевского авиационных институтов со стажем работы год или два..." (Новости Космонавтики №08, 2014г). Работа на огневых стендах шла в три смены, даже в дни всесоюзных праздников. Это была великолепная школа для молодых специалистов.

Стратегический ракетный ком-плекс УР-100 с ракетой 8к84 был принят на вооружение в июле 1967 г и составил основу ядерных сил СССР.

Выдающийся вклад в развитие предприятия, а также в разработке двигателей малой тяги, в испытании кислородно-в** двигателя Р 0120 внесли наши выпускники: А.К. Быков (1954 г), В.И. Бызов (1955 г.), А.М. Ваганов (1954 г.), А.М. Лапшин (1957 г.), С.Е. Архипов (1965 г.), В.В Сергеев, В.А Безумов, Б.А. Волынченко, А.Г. Саттаров и др. Они в свое время стали Лауреатами Государствен-ной премии СССР, награждены многими орденами и медалями.

 

Источник: газета КНИТУ-КАИ "Крылья", спецвыпуск 2015 г

С уважением, Михаил Владимирович Сачёв
+7 (912) 288-22-06, sachev@mail.ru, michail@sachev.ru

Разработка сайта – «Henry Pushel»