Сачёв Михаил Владимирович Официальный сайт
11.11.2013
ССО БКД "Север" – 45 лет!

«Стройотрядовец – это звание пожизненное, как у олимпийских чемпионов…»

ССО БКД Север КНИТУ-КАИ 20139 ноября 2013 года ССО БКД «Север» отметил 45-летний юбилей своего первого выезда на целину. На торжество с разных концов страны прибыли бойцы всех поколений. С поздравительным словом перед юбилярами выступил Президент КНИТУ-КАИ им. Туполева Юрий Федорович Гортышев.

Юбилейный концерт ССО "Север" прошел в актовом зале первого здания КАИ, после чего гости мероприятия отправились на экскурсию по Казани. Закончился вечер юбилейным банкетом.

Решение о создании стройотряда «Север» из состава членов БКД было принято на заседании комитета комсомола КАИ в 1967 году.

В 1968 году поселок Тарко-Сале Тюменской области стал первым местом дислокации ССО БКД «Север». Командиром первого отряда был назначен Виктор Швец, комиссаром – Станислав Ещенко.

«ССО БКД «Север» возник в те времена, когда студенческие годы невозможно было представить без строительных отрядов. Сокращение ССО знала вся страна, студенческое строительное движение поддерживалось на уровне правительства, а освоение Севера сравнивали с освоением американцами Аляски из-за сходства территории по недоступности и богатству, скрытому в недрах. Север стал одной из ударных коммунистических строек социализма. Создать инфраструктуру по добыче «черного золота» было невозможно без помощи молодых рук. Уже в восьмидесятых годах каждый десятый рубль на территории Тюменской области осваивался силами бойцов студенческих строительных отрядов. На протяжении более двух десятилетий каждое лето огромная армия молодёжи ударно трудилась на стройках Северного региона. Дело членов Боевой комсомольской дружины также вошло в историю развития Тюменской и Томской областей...

 

Знаменитую аббревиатуру КАИ сегодня можно встретить на фронтонах жилых и промышленных зданий, на объектах нефтяной и газовой промышленности Стрежевого, Тарко-Сале, Пионерного, и других северных городов и посёлков. Но самый главный след от студенческого строительного движения остался в памяти самих ребят, остался на всю жизнь, потому как стройотрядовец – это звание пожизненное, как у олимпийских чемпионов.

1966 год для студенческого трудового движения стал знаменательным. 13 декабря в Кремлевском дворце съездов открылся Всесоюзный слёт студенческих строительных отрядов, на котором была отмечена первая ударная работа советского студенчества по освоению нефтяных и газовых месторождений в Тюмени, на строительстве железных дорог Хребтовая-Усть-Илимск, Тюмень-Сургут, на Кольском полуострове. Студентам был дан старт «на освоение Севера». К тому же постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26 мая 1967 года №386 «О мерах по улучшению организации и повышению эффективности летних работ студентов» установило порядок работы госучреждений (других форм собственности тогда не было) со строительными отрядами. Студенческое трудовое движение обрело правовой статус, что способствовало качественному его преобразованию.

Инициатива исходила снизу. Дружинники считались надежными, исполнительными, физически сильными ребятами. В том, что БКДшники справятся с задачей освоения северной целины, сомнений не возникало. Но даже членам БКД попасть в этот стройотряд было сложнее, чем поступить в институт: по словам очевидцев, конкурс составлял десятки человек на место. Престиж, новые комсомольские задачи, никому не знакомая романтика северных далей и ощутимая прибавка к стипендии делали поездку на Север в составе стройотряда желанной для каждого студента. Всего в первый год в отряд планировали зачислить пятьдесят бойцов. Девушек в КАИ всегда оберегали, а потому на Север решили не брать (позже студентки в составе «северян» все же были, но до физической работы их не допускали, определяя, в основном, на кухню). Отбор среди лучших из лучших членов БКД проводился по следующим критериям: физическое здоровье, активная работа в составе Дружины, академическая успеваемость, возможность сдать сессию досрочно. Но все же главным критерием отбора было владение профессиональными навыками: получение водительских прав на трактор, умение работать с бензопилой и так далее. Это и позволило многим дружинникам попасть в ряд избранных и провести свой третий семестр в краю вечной мерзлоты…»

Отрывок из книги «БКД КАИ – ДОРОГА МУЖЕСТВА. ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ».

Фотографии с мероприятия >>

С уважением, Михаил Владимирович Сачёв
+7 (912) 288-22-06, sachev@mail.ru, michail@sachev.ru

Разработка сайта – «Henry Pushel»