Сачёв Михаил Владимирович Официальный сайт
125 лет назад ...

(газета «Крылья» №8/1757, 22.10.2013)

А. А. Маханько, кафедра «Автоматика и Управление»

Туполев Андрей Николаевич125 лет назад 29 октября по старому стилю в семье сельского нотариуса Тверской губернии родился мальчик – Андрей Николаевич Туполев. Тогда родители ещё не знали, что, пойдя в гимназию, их сын увлечётся техникой, а закончив её, поступит в Императорское Московское техническое училище (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана), где встретится с основоположником практической аэродинамики Н.Е. Жуковским.

Эта встреча определит не только судьбу самого Андрея Николаевича, но и развитие отечественной авиации в XX веке.

Начав работать в воздухоплавательном кружке Н.Е.Жуковского, А.Н.Туполев показывает себя отличным практиком. Он строит аэродинамические трубы для исследований, участвует в разработке планера, но молодость дает о себе знать и он не только взлетает на этом планере, но и участвует в студенческих волнениях, за что его отправляют домой под надзор полиции. Окончить училище ему удается только в 1918 году...

 

Новой стране требуется начать быстро развивать собственное авиастроение, поэтому создавать Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) приглашают Жуковского и всех его учеников, в том числе и Туполева. В ЦАГИ раскрывается организаторская сторона таланта Андрея Николаевича. Он становится заместителем начальника института по опытному цельнометалли - ческому самолётостроению.

Непрерывные войны (Первая Мировая, Гражданская), кризис власти, приведший к двум революциям 1917 года, вызвали и глубокие экономические проблемы в стране. Предприятия не работали. Специалисты либо эмигрировали, либо оказались не у дел. Многие технологии были утрачены. Поэтому организаторам новой промышленности приходилось пускаться на хитрости и оперировать лишь имевшимися ресурсами, например, первые свои самолёты Андрей Николаевич делает в бывшей кроватной мастерской. Но даже в таких условиях Туполев сумел определить перспективное направление в развитии авиации – применение нового материала кольчугалюминия (так поначалу назывался дюралюминий, т.к. впервые был получен на Кольчугинском медеплавильном заводе). Этот сплав обладал большей прочностью, чем распространенное в авиации тех лет дерево, но при этом имел меньшую массу, чем сталь. Самому Андрею Николаевичу преимущества кольчугалюминия были очевидны, но всем остальным их предстояло ещё доказать, поэтому первые разработанные им самолёты так или иначе содержали в своей конструкции кольчугалюминий: АНТ-1 имел металлический каркас, а пассажирский АНТ-2 был полностью выполнен из этого материала.

Новые материалы были не единственной перспективной идеей молодого конструктора, ему удалось доказать реализуемость тяжёлого самолёта – свободнонесущего цельнометаллического моноплана – и спроектировать такой самолёт. Им стал первый советский тяжёлый бомбардировщик АНТ-4, который произвёл фурор во всём мире, т.к. практически все тяжёлые самолёты тех лет представляли собой наследие «Ильи Муромца», т.е. деревянные бипланы с расчалками между крыльев.

Отдел Туполева в ЦАГИ занимается разработкой идей не только самого Андрея Николаевича. В нём организуются группы молодых авиаконструкторов, разрабатывающие собственные идеи, многие из которых в будущем станут самостоятельными КБ (сейчас такие организации принято называть бизнес-инкубаторами). Так под маркой АНТ-25 П.О.Сухой разрабатывает самолёт для дальних перелётов, ставший известный на весь мир после перелётов В.П.Чкалова и М.М.Громова через Северный полюс, а под маркой АНТ-40 А.А.Архангельский разрабатывает скоростной бомбардировщик (СБ), ставший основным фронтовым бомбардировщи - ком в начале Великой Отечественной войны.

Кроме авиационных разработок Туполев проектировал аэросани и торпедные катера, один из которых (Г-5) стал самым массовым торпедным катером советского флота своего времени.

После ареста в 1937 году по надуманному обвинению Туполев работает в закрытом ЦКБ-29, где начинает разрабатывать один из лучших бомбардировщиков Второй Мировой войны Ту-2.

После Великой Отечественной войны Советский Союз снова оказался в тяжёлом положении – промышленность частично разрушена, ресурсы истощены, а новые разработки в некоторых областях на время войны были отложены, при этом бывшие союзники в войне против Германии очень быстро превращаются в противников в новой войне – Холодной.

Новая война требует нового оружия – дальних или стратегических бомбардировщиков. У американцев такое оружие есть – это самолёт Boeing B-29. А в Советском Союзе ресурсов для создания такой машины с «нуля» недостаточно, но так случилось, что в СССР оказывается экземпляр американской машины и её анализ поручают лучшему на тот момент конструктору бомбардировщиков А.Н.Туполеву. В эту работу оказывается вовлечён и наш вуз, т.к. базой для производства будущей машины Ту-4 был определён казанский авиазавод No22, где в наши дни существует филиал КБ им. А.Н.Туполева. С этим заводом у нашего вуза всегда были устойчивые связи.

После разработки Ту-4 коллектив Андрея Николаевича становится ведущим разработчиком дальних бомбардировщиков в стране. Им разработаны дальний реактивный бомбардировщик Ту-16, сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22 и его модификации, а также ставший на сегодняшний день основой дальней авиации России Ту-160.

Параллельно под руководством А.Н.Туполева начинаются работы по разнообразным перспективным темати - кам, например, беспилотным разведчикам – Ту-23 «Ястреб» и Ту-143 «Рейс». В его КБ разрабатывается перспективная авиационно-космическая система Ту-136 «Звезда», способная доставить человека в космос и совершить посадку на аэродроме. Кроме военной тематики фирма Андрея Николаевича разрабатывает пассажирские самолёты, ставшие в конечном итоге основой гражданского воздушного флота Советского Союза.

За свою жизнь Андрей Николаевич разработал больше 100 проектов летательных аппаратов, 30 из которых строились серийно. Он сыграл одну из решающих ролей в создании советской авиационной промышленности и воспитал целую плеяду авиаконструкторов. Его опыт работы в условиях кризисов (разрухи 20-х годов и послевоенного истощения ресурсов) как нельзя более актуален для нас сейчас, т.к. современный российский авиапром оказался в точно таком же положении. Но 125 лет назад этого ещё никто не знал.

С уважением, Михаил Владимирович Сачёв
+7 (912) 288-22-06, sachev@mail.ru, michail@sachev.ru

Разработка сайта – «Henry Pushel»