Сачёв Михаил Владимирович Официальный сайт

Уральский след в первой русской антарктической экспедиции

Сегодня активисты Фонда «Русская Антарктида 2020» ведут исследовательскую работу относительно уральского следа в морской экспедиции 1819 – 1821 годов. Существует небезосновательная гипотеза о том, что шлюпы русской экспедиции «Восток» и «Мирный» были оборудованы пушками, отлитыми на уральском заводе. 

На судне «Восток»[1], построенном в 1818 году в Петербурге, было установлено 28 пушек: шестнадцать 18-фунтовых (калибр 136 мм) пушек в деке[2] и двенадцать 12-фунтовых (калибр 120 мм) карронад[3] на верхней палубе.

Шлюп «Мирный»[4] (бывший транспорт «Ладога»), построенный в 1818 году в Лодейном Поле, был оборудован 20 пушками: четырнадцать 3-фунтовых  (калибр 76 мм) пушек и шесть 12-фунтовых (калибр 120 мм) карронад.

Известно, что Урал был одним из основных поставщиков пушек императорскому флоту. Более ста лет пушки и ядра для российской армии производил запущенный в 1701 году Каменский казенный чугуноплавильный завод. Согласно историческим документам, первые 35 пушек, отлитых на Каменском заводе, а также 224 пуда железа и 8 пудов стали были доставлены в Москву уже в январе 1703 года.

В 1716 году. Каменский завод стал не только первым производителем металла на Урале, но и первым поставщиком продукции в центр.

В 1734 году с Каменского завода в Тобольск был отправлен обоз с пушками для кораблей Второй Камчатской экспедиции (1739 - 1741 года) Витуса Беринга. Каменские корабельные пушки, украшенные чугунной вязью «Каменъско заводъ 1733», были установлены на пакетботах[5] «Святой Петр» и «Святой Павел».

В военном министерстве и артиллерийском комитете в Санкт-Петербурге о хороших русских чугунах были наслышаны, и наряды на литье артиллерийских стволов для крепостей и флотов в 1800-е годы давали только избранным предприятиям: Александровскому в Карелии, Луганскому на Украине и Каменскому – на Урале.

В книге исследователя Владимира Петровича Шевалева[6] «Каменские пушки в истории Отечества» указано, что за 1810 - 1817 годы на заводе было изготовлено 1527 пушек, в том числе 12, 18 и 3-фунтовые. Уральские пушки участвовали в Полтавской битве, в битвах Отечественной войны 1812 года, Крымской войне 1853 – 1856 годов.

Не меньше славились и пушечное производство Златоустовского казённого горного округа. Пушечное производство на Златоустовском казённом заводе в период Отечественной войны 1812 года и Заграничного похода Русской армии в войне с Наполеоном было самым крупным среди Уральских заводов. В 1812 - 1814 годах русская армия получила 398 Златоустовских орудий.

Даже сбавив со временем объемы военной промышленности, Урал оставался промышленной базой для всей страны, поставляя заводам центральных регионов железные полуфабрикаты. Известно, что уральский чугун и железо поступали на Тульский, Луганский оружейные казенные заводы, где лили пушки, Казанский пороховой завод, Сестрорецкий оружейный завод и другие.

К сожалению, на данном этапе работы нам не удалось найти прямых доказательств, исторических документов, подтверждающих уральское «происхождение» пушек, размещенных на «Востоке» и «Мирном». Но наше исследование продолжается...

 

Увековечить в бронзе бюсты великих адмиралов - Беллинсгаузена и Лазарева - уральцы сочли за особую честь и в продолжение невидимой связи Урала и Антарктиды - через металл...

 

[1] Длина шлюпа «Восток» - 40 м, ширина - около 10 м, осадка - 4,8 м, водоизмещение  - 900 т, скорость - до 10 узлов.

[2] Дек (англ. deck) — палуба парусных военных судов. Термин применяется к тем из палуб, на которых установлена артиллерия. Корабли, на которых артиллерия установлена на двух палубах-деках, назывались двухдечными, если на трёх палубах, то трёхдечными. Обыкновенно на парусных линейных кораблях на одном деке устанавливалось от 20 до 36 пушек различных калибров: от 4 до 80-фунтовых.

[3] Каррона́да (также Карона́да) — гладкоствольное артиллерийское орудие. Карронада представляет собой короткое относительно калибра корабельное чугунное тонкостенное орудие, имеющее сравнительно небольшой, для своего калибра, вес и стреляющее тяжёлыми ядрами с малой скоростью — порядка 250 м/с — на небольшое расстояние. Калибры каронад были в основном следующими: 12-, 18-, 24-, 32- и 42-фунтов.

[4] Размеры шлюпа «Мирный» согласно чертежу №. 21, хранящемуся в Центральном государственном архиве ВМФ в Ленинграде, следующие: длина -120 футов (36.6 м), ширина - 30 футов (9,15 м). осадка - 15 футов (4,6 м). Эти размеры после перестройки судна несколько увеличились, то же относится и к водоизмещению «Мирного».

[5] Пакетбот (от нем. Pack — тюк и Boot — лодка, или через нидерл. раkkеt-bооt; также англ. Packet ship, но не путать с французским Paquebot) — двухмачтовое судно, с помощью которого перевозили почту и пассажиров в некоторых странах в XVIII—XIX веках. В XIX веке использовались также паровые пакетботы.

[6] Шевалев Владимир Петрович (1924 - 2006).

С уважением, Михаил Владимирович Сачёв
+7 (912) 288-22-06, sachev@mail.ru, michail@sachev.ru

Разработка сайта – «Henry Pushel»