Чеурин Геннадий Семенович
Доклад к Десятой сессии Европейско-Азиатского правового конгресса, 9-10.06.2016 г.
Проблема взаимопонимания между народами в общем плане, а также при урегулировании правовых вопросов в принципе не может быть решена с помощью диалога. Необходим переход на триалог, который сохранила традиционная русская культура кругового принципа принятия совместных решений.
Если присмотреться, вся русская история– суть череда грандиозных путешествий: как боевых, так и, что ещё более ныне важно, - мирных (освоение Севера, Сибири и Русской Америки и др.). В сверхсложных условиях передвижения наиболее часто возникало явление, определяемое как когнитивный диссонанс, т.е., факт рассогласования новых и старых знаний (опыта) в сознании человека.
Имеются три стандартных способа преодоления этого состояния: 1) проигнорировать новую информацию (человек вообще не воспринимает новое, «не замечает» информацию, которая противоречит его знаниям, опыту); 2) отвергнуть новую информацию (человек не верит новой информации и на этом основании сознательно отвергает ее); 3) объединить новую информацию со старыми знаниями, опытом (человек перестраивает свои старые знания).
Данные рекомендации явно разработаны для прогнозируемых обстоятельств и, как правило, с двумя вариантами возможных решений. Если носителями этих вариантов являются представители различных культур, то при отсутствии навыков квалифицированного поведения в конфликтах, высока вероятность противостояния, вплоть до вооружённого.
Занимаясь проблемами выживания в экстремальных ситуациях – событиях, где каждая лишняя минута конфликта между людьми может стоить жизни, автор часто наблюдал, как «нечто заранее припасённое», не годится. Договорённость, достигнутая накануне, «на берегу», становится бессмысленной, т.к. обстоятельства изменились. Попытки найти вдвоем оптимальное решение и приводят к когнитивному диссонансу.
Как же наши предки поступали в таких случаях? А они собирались не на диалог, а на триалог...
Рассмотрим понятие первое: диалог, - разговор между двумя лицами, обмен репликами. Сценический, переговорнный, контакты между двумя странами, сторонами. политическими движениями [С.И.Ожегов, 3 ]
Что есть Триалог? Классическое определение утверждает, что это, - беседа трёх и большего числа людей, разновидность диалога.
Ещё есть официальное: Триалог - понятие, означающее: а) троегласие и троебытие человека, фундаментальную тройственность его психической организации; б) коммуникативную и аутокоммуникативную структуру, контур которой обладает межличностным или интерперсональным (персона - персона), внутриличностным или интраперсональным (персона - тень) и внеличностным или транс-персональным (лик - лик) измерениями; в) реальную феноменологию практики психотерапии-консультирования, всегда включающую в себя, наряду с очевидными позициями психотерапевта-консультанта и пациента-клиента, позицию наблюдателя (либо как супервизора, либо как субвизора) - третьего участника общения; г) обучающую процедуру в практике психотерапии-консультирования (супервизорство и работу в триадах). [А.Б.Орлов , 2015, 4]. (??? – Авт.)
Автором в сентябре 2015 года, на Международном конгрессе по когнитивной лингвистике [Чеурин, 2015, 5].представлено иное определение:
Триалог – общение трех личностей, равно заинтересованных в разрешении обсуждаемого вопроса, находящихся в равновеликом образовательном, имущественном и социальном статусе, и имеющих по поводу разрешения данного вопроса три начальных мнения (равноудаленных и взаимоисключающих).
Началом триалога является признание того факта, что ни одно из стартовых трёх предложений полностью не может быть принято за основу. Итогом триалога является отнюдь не компромисс между известными, привнесёнными извне мнениями, а появление совместного творческого продукта, ранее не существовавшего. Который и объединяет всех трёх.
К сожалению, в последние столетия, для России искажено само понятие – пространство. Для Европы, Россия (как и все другие страны СНГ) представляются цивилизацией восточной. Восток же считает эти страны западными. Для «евразийцев» Россия – соединение двух частей, Восток-Запад. Реально же (!!!), Россия – это Север, т.е. третий тип цивилизации, объединяющий все три. По этой причине, в будущем международном пространстве «Диалог культур», как исчерпавший себя, будет заменён на ТРИалог. Пример ТРИалога мы уже имеем [Лавров, 2014, 2].
Да и фактически, будущее мира трёхполярно – Запад-Восток-Россия.
Россия, несомненно, организует ТРИалистический круг, и сама будет в нём равной. Таким же равным будет в этом кругу Запад. Более того, упомянутый нами проверенный временем положительный опыт казачьей традиции предполагает вполне конкретное количество присутствующих сторон – не менее трех (причём, обязательно нечетное число, но не более девяти).
Любой иной вариант гарантированно ведёт к неработоспособности принятого решения. Абсолютно независимо ни от интеллектуального уровня собравшихся, ни от квалификации исполнителей, ни от размера вложенных в предстоящую реализацию средств.
В сущности, нынешние опасения западного мира по поводу «многополярности», пропагандируемой странами БРИКС, основаны на ложном представлении, что Россия, «захватив первенство» в мире, будет вести себя по «атлантическому» принципу лидерства что принципиально неверно. Россия стремится к роли «ведущего», но не по принципу единоличного доминирования, а по способности разместить всех в творческом кругу.
В качестве предметного воплощения идеи триалога, в рамках Седьмой сессии Европейско-Азиатского правового конгресса, состоявшегося 6 – 7 июня 2013 года в Екатеринбурге, Автором в соавторстве с Воробьёвым А. М., Мурзич А. Н., Сачёвым М. В., Семаковым Е.Э. и скульптором Куликовой Н.В., был представлен проект « Российский Символ права» - авторский взгляд уральцев на идеи права, правопорядка и духа права [Воробьёв А. М., Мурзич А. Н., Сачёв М. В., Семаков Е.Э,, Чеурин Г.С., 6]
Гостям и участникам мероприятия бвл продемонстрирован скульптурный портрет нового Символа российского права, отражающий все основные послания авторского коллектива.
Скульптура «Православа» – такое имя получил новый образ – представляет собой скульптурное изображение женщины ( Уральское чугунное литьё) с открытым лицом и целомудренно покрытой головой, в левой руке которой книга, в правой, - весы с тремя чашами, а на поясе - убранный в ножны меч.
Женщина в традиционной национальной одежде является воплощением самой Мать-Земли, которая во многих культурах символизирует Правду и Справедливость. Весы с тремя чашами являются отражением триалистического менталитета квалифицированного большинства народов России. На двух чашах находятся Добро и Зло, на третьей – Справедливость. Книга в руке женщины - символ Мудрости и Единого Закона, для которого нет разделения на нации и сословия. Меч в ножнах – символ Истины и оружие Мудрости. При невозможности внушить истину мирным путём, Правосудию приходится обнажать свое карающее оружие. Однако не иначе, чем через прикосновение к Мудрости и Закону.
«Православа» изображена в движении, что указывает на постоянное и устойчивое развитие самого права.
В сущности именно корневая русская культура, многонациональная, многоконфессиональная и многоосновная [Н.Я. Данилевский, 1] и сохранила в себе данные принципы триалога . В котором, подчеркнём, ни одно из первичных предложений принятым быть не может. Решение придёт как результат творческого процесса, «четвёртым», приемлемое для всех.
Итог: для построения принципиально новых правовых конструкций многополярного мира предлагается:
- При построении медиационных приёмов проведения судебных процедур, - необходимость перехода от диалоговых конструкций к триалистическим, наиболее адаптированных к многоосновному российскому сообществу.
- При формировании геральдического пространства правосудия, - переход от образа «Фемиды» («Юстиции») к образу «Православы»
- При принятии групповых решений, - переход от системы диалоговоро фронтального обсуждения вопросов к системе круговой, триалоговой
Литература
1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – Спб.: Университет, 1995. – 552 с.
2. Совместная Пресс-конференция глав МИД России, Германии и Польши (10 июня 2014 г.). – Режим доступа (ссылка на источник)
3. С.И.Ожегов Толковый словарь. Диалог
4. А.Б.Орлов Словарь психологических терминов Триалог (инф. Ресурс)
5. Г.С.Чеурин. Методы преодоления когнитивного диссонанса в русской традиционной казачьей культуре. В сборнике: «Язык и сознание в междисциплинарной парадигме исследований»: Материалы международного конгресса по когнитивной лингвистике. (Санкт-петербургский государственный экономический университет, 30 сентября – 2 октября 2015 г.), отв. ред. вып. Т.В.Клепикова / Российская Ассоциация лингвистов-когнитологов, Институт языкознания РАН, Санкт-петербургский государственный экономический университет, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбов, издательский дом ТГУ им Г.Р. Державина, СПб, ООО «Книжный дом», / 968 с., стр. 872-874.
6. Проект «Символ Права» (инф. Ресурс)
Ключевые слова: русская традиционная культура путешествий, диалог, триалог, когнитивный диссонанс, казачья традиционная культура.
Keywords: Russian traditional culture travel, dialogue, the Trialogue, cognitive dissonance Cossack traditional culture.
Скачать доклад Чеурина Г.С. «Когнитивный диссонанс, возникающий при попытке перехода от диалога к триалогу» >>