|
|
|
24.10.2014
(предложения о внесении изменений в Федеральный закон РФ «О средствах массовой информации»)
Сегодня, когда наше Отечество, каждый человек переживает время пробуждения - «русскую весну», - особенно важным становится вопрос национальной безопасности, в частности, победа в развёрнутой против России информационной войне. В новом политическом времени года принципиально важной становится работа с информационной составляющей и, прежде всего, с законом «О средствах массовой информации», задающим каркас (правовые конструкции) во всей информационной сфере Российской Федерации.
В рамках многолетних теоретико-практических изысканий авторский коллектив проекта «Символ права» сумел доказать эффективность теории «трех чаш», трех сбалансированных первоэлементов юридических конструкций – разрешения, запрета и позитивного обязывания (предписания следовать своей судьбой, судьбой своего рода, своего народа и своей цивилизации). От того, насколько сбалансировано законодателем использование этих трех первоэлементов юридических конструкций в законе «О средствах массовой информации», зависит возможность именно правового регулирования деятельности средств массовой информации.
Современный закон «О средствах массовой информации» построен в основном на нормах разрешениях, в малом числе в Законе используются нормы-запреты и практически отсутствуют нормы позитивного обязывания (нормы-предписания). Деятельность средств массовой информации в основном регулируется в административном порядке, только государственный регистрирующий орган может обратиться в суд с иском о приостановлении и запрете деятельности средств массовой информации. С целью усовершенствования данного Закона, заинтересованные в судьбе своих детей, авторы проекта «Символ права» выступают с инициативой дополнить закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» новой статьей 4.1 - «Позитивное обязывание средств массовой информации».
Для предупреждения ложной информации, транслируемой через СМИ, предлагается:
обязать средства массовой информации, работающие на территории Российской Федерации, в своих публикациях и материалах соблюдать правила классической логики, точно и четко использовать установленные юридические, дипломатические и иные формально определенные понятия.
По правилам классической логики необходимо соблюдать приведенные ниже законы Аристотеля.
- Закон тождества. Невозможно ничего мыслить, если не мыслишь каждый раз что-нибудь одно. Данный закон исключает подмену понятий.
- Закон непротиворечия. Невозможно, чтобы противоречащие утверждения были вместе истинными.
- Закон исключения третьего. Об одном необходимо либо утверждать, либо отрицать.
Принцип достаточного основания Лейбница:
- «... ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым, — без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе» (Избранные философские соч., М., 1908, с. 347).
Для увеличения позитивной устойчивости социальных систем предлагается:
обязать средства массовой информации точно, четко и конкретно сообщать о чрезвычайных ситуациях без оценок и обобщений, кроме того, соблюдать четкое соотношение негативной и позитивной информации как 25 процентов к 75 процентам.
Понятие чрезвычайной ситуации дано в ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»: «Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».
Под негативной информацией следует понимать информацию, которая увеличивает степень тревожности человека:
- сообщения о фактах чрезвычайных ситуаций и их подробностях;
- сообщения о возможных последствиях чрезвычайных ситуаций;
- сообщения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
- предположения, мнения любых людей о чрезвычайных ситуациях, способных спровоцировать панику, и оценки таких ситуаций.
При этом негативную информацию следует сообщать в начале, позитивную – в конце сообщения. 75 процентов сообщения должно состоять из позитивной информации. Позитивная информация – это информация (необходимо определение)
- сообщения об оказании помощи и поддержки пострадавшим;
- сообщения о проявлении заботы и внимания к нуждающимся;
- сообщения о самоотверженности и отваге спасателей;
- освещение возможных мер по недопущению в будущем повторения подобного.
В любой катастрофе всегда есть место для героических поступков, проявления светлых человеческих качеств и правильных выводов.
Кроме того, во избежание массового насилия СМИ над аудиторией (как замаскированного, так и активного) и во исполнение статей 2, 7, 21 Конституции Российской Федерации (об обязанности государства предоставлять своим гражданам защиту от подобного насилия) предлагается:
дополнить абзац 1 ст. 16 закона «О СМИ» и принять его в следующей редакции: «Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа, прокурора, общественного объединения и иного заинтересованного лица.
СМИ, руководствуясь принципом состязательности сторон, вправе будет оспорить требование о прекращении своей деятельности».
Семаков Е.Э.
Литература
- Ст.6 Конституционного закона Республики Казахстан от 16.12.1991г №1007-XII «О государственной независимости Республики Казахстан».
- Законопроект № 177445-6 О внесении изменений в Федеральный закон «О средствах массовой информации» (в части повышения открытости деятельности средств массовой информации, получающих финансовую и иную поддержку из иностранных источников), депутаты государственной думы Е.А. Федоров, А.В. Романов. Данный законопроект находится в архиве. (http://asozd2.duma.gov.ru/MAIN.NSF/%28SPRAVKANEW%29?OPENAGENT&RN=177445-6&02)
- Конституция Российской Федерации
|
|