Информационного-аналитический журнал "Политическе обозрение"
Прочитал интересную заметку о том, что в рамках проекта «Символ Права» в Екатеринбурге был разработан образ богини Права – Православа. По словам координатора проекта Геннадия Чеурина, весы, в руках богини Права должны состоять из трех чаш, равноудаленных и равновеликих. Они символизируют основу права: юридические (правовые) конструкции, первоэлементами которых являются дозволение, запрет и позитивное обязывание. Авторы нового образа считают необходимым различать богиню Права Православу и других известных богинь: древнегреческих Фемиду (богиня правосудия) и Диос (богиня справедливости), древнеримскую богиню правосудия Юстицию и древнеегипетскую богиню Маат, а также понятия Права и Правосудия. Правосудие, по мнению авторов, является частью Права.
- Фигура, изображающая правосудие! - провозгласил аукционист. - Бронзовая. В полном порядке. Пять рублей. Кто больше? Шесть с полтиной справа, в конце - семь. Восемь рублей в первом ряду прямо. Второй раз восемь рублей прямо. Третий раз. В первом ряду прямо.
К гражданину из первого ряда сейчас же понеслась девица с квитанцией для получения денег. («Двенадцать стульев», И. Ильф, Е. Петров)
Итак, кто же эта фигура – Фемида или Юстиция, которую купил гражданин из первого ряда? И чем все-таки различаются все эти образы?
Вот как мы можем представить Фемиду в соответствие с современными описаниями из словарей.
Фемида (Темида, Темис) (гр. themis (themidos), Θέμις, Thomis) — богиня древнегреческой мифологии. Титанида, дочь Урана и Геи.
По одной из версий, Фемида была второй законной женой Зевса. Так, по Гезиоду Фемида —вторая после богини Метис (ум) супруга Зевса, олицетворяющая идею порядка. Перестав быть женой Зевса, Фемида вместе с Дике осталась его помощницей и советницей.
По другой версии, Фемида была возлюбленной Зевса и приближенной советницей верховного олимпийского бога, сидящей возле его трона. По Гомеру она исполняет обязанности Зевсова глашатая на Олимпе, созывает богов на собрания, председательствует на пирах и собраниях небожителей (по другим источникам, и людей), разрешает их споры, при возвращении Геры на Олимп встречает богиню с чашею.
От Зевса Фемида была матерью Гор (богинь времен года) и Мойры (богинь судьбы Клото, Лахесис, Атропос).
По одной из версий Эсхила, Фемида также является матерью Прометея (Aeschyl. Prom. 18), при этом она явно сближается с землёй Геей и мыслится одним божеством под разными именами.
Как блюстительнице установленного в мире порядка, Фемиде приписывается способность предсказывать будущее; в Дельфах, до утверждения там культа Феба Аполлона, ей принадлежал унаследованный от Матери-земли оракул и треножник, с которого она давала предсказания вопрошающим. От матери Геи она получила Дельфийский оракул, который передала своей сестре Фебе, та отдала это прорицалище Аполлону - своему внуку. Обладая даром прорицания, Фемида открыла Прометею тайну, что женитьба Зевса на Фетиде приведёт к рождению сына, который свергнет Зевса. В Олимпии вблизи алтаря Геи с её оракулом и алтаря Зевса находился жертвенник Фемиды.
Считается, что благодаря заботам Фемиды поддерживается внешний порядок как в жизни богов на Олимпе, так и среди людей на земле. Под ее же покровительством находятся все ищущие гостеприимства, угнетенные, потерпевшие несправедливость.
Фемиду называют богиней права, правды, порядка (правопорядка, законного порядка, законопорядка), справедливости и правосудия. В этом облике она предстает устроительницей и блюстительницей нравственных основ и всего строя жизни, а также богиней предсказаний.
Фемида первоначально – олицетворение обычного права, нормы поведения, позднее – богиня правосудия, председательствовавшая на собраниях богов и людей, в последующем - персонификация правосудия в современном мире (самое имя богини употребляется также для обозначения отвлеченного понятия правовых норм (θέμιστες), регулирующих человеческую жизнь).
Иносказательно Фемида в переносном смысле означает правосудие, закон
Фемида как богиня обладала соответствующими ее статусу атрибутами и слугами.
Слуги (жрецы) Фемиды - слуги закона, судьи. Жрецами Фемиды также иногда называют юристов.
Мантия Фемиды — торжественное ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, действа, в данном случае — правосудия. Переодевание призвано обеспечить духовный переход в соответствующее ритуалу состояние.
Весы Фемиды — древний символ меры и справедливости. Строгость и справедливость правосудия предполагают и точное взвешивание на весах правосудия Фемиды деяний, добра и зла, вины и невинности.
Повязка на глазах богини Фемиды символизирует беспристрастность. Судья не взирает на конкретные личности, — истца или ответчика, — на их имущественное и социальное различие, а лишь внемлет фактам и правде. Правосудие не видит различия между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву.
Меч Фемиды — символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он — символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на «волю небес», высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения. Меч богини — обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука — правая: это сторона действия «правого дела». Строго говоря, раньше богиня, как правило, опиралась на него, что показывало, что правосудие опирается на силу.
Статуя Фемиды до сих пор считается символом правосудия, олицетворением правосудия, самим правосудием.
Но в настоящее время существует значительное разночтение, как должна выглядеть Фемида.
Как указано в различных современных источниках Фемида изображалась:
- с рогом изобилия и весами,
- с повязкой на глазах и весами в руке,
- с повязкой на глазах, с мечом (иногда с рогом изобилия) и весами в руках
- с повязкой на глазах, с весами в одной руке и мечом в другой
- с повязкой на глазах, с рогом изобилия и весами в руках.
- всегда с повязкой на глазах, с рогом изобилия и весами в руках.
Интересно, что этим описания не соответствует образ Фемиды, изображенный на картинах средневековых художников. Ими Фемида запечатлена, например, следующим образом.
Кисти французского живописца и рисовальщика Прюдона Пьера Поля (Prudon Pierre Paul, 1758-1823) принадлежит картина «Фемида и Немезида» (
Итальянский художник, писатель, историк и архитектор, основатель историко-художественного письма Джорджо Вазари (Giorgio Vasari, 30 July 1511 – 27 June 1574) написал образ Фемиды в свойственной ему манере.
Итальянский художник эпохи барокко Джордано Лука персонифицирует Правосудие с женской фигурой («Фемида», Джордано Лука (Giordano Luca) (1632-1705)).
Как известно, богиня Юстиция (лат.Iustitia; Justitia Augusta) — богиня правосудия в древнеримской мифологии, соответствующая богине Дике в древнегреческой мифологии. Как отмечают составили статей о богине Юстиции, она являлась аллегорическим олицетворение моральных сил в юридической системе.
Культ Богини Юстиции существовал в Риме со времён Тиберия, посвятившего ей статую в Риме. Судя по одной надписи, Юстиция имела особого жреца.
В настоящее время, юстиция (лат. justitia — справедливость, законность, от jus — право), термин, обозначающий — 1) правосудие; 2) система судебных учреждений, судебное ведомство, их деятельность. В зависимости от вида и сферы судопроизводства выделяют гражданскую, административную, уголовную, электоральную, конституционную, военную, международную юстицию.
Как утверждают составители словарей, Богиня Юстиция — изображает правосудие как обладательница трех символов: меча, символизирующего принудительную власть суда; чаши весов в каждой руке, взвешивающие людские дела; с завязанными глазами - символом беспристрастного вынесения решений.
Как утверждается, начиная со средневековья, Богиня Юстиция стала изображаться с повязкой на глазах и, иногда, обнажённой грудью.
Какой же видели Юстицию – Правосудие средневековые художники?
Вот так увидел «Правосудие» Рафаэль (Рафаэлло Санти или Санцио; Raphael, Raffaello Santi, Sanzio, 1483–1520 гг. · итальянский живописец и архитектор, один из величайших мастеров эпохи Возрождения), произведения которого отличаются мягкостью и округлостью форм, гармонией колорита и уравновешенностью композиции («Правосудие», Рафаэль Санти, 1509-11 гг. Рим, музеи Ватикана)
Такими запечатлил Юстицию и Пакс (в римской мифологии богиня мира, соответствующая греческой Эйрене) один из блестящих колористов венецианской школы художник позднего Возрождения Паоло Веронезе (Paolo Veronese, 1528-1588 гг., настоящее имя — Паоло Кальяри (Cagliari) или Калиари (Caliari), по прозвищу Веронезе). («Юстиция и Пакс перед троном Венеции», Паоло Веронезе (Paolo Veronese), 1575-77 гг., Венеция, палаццо Дукале)
Одно из семи добродетелей – Правосудие, на своем полотне написал величайший живописец и архитектор периода Предвозрождения флорентийский художник Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) (1266 или 1267-1337), новаторски предопределивший классический стиль грядущей эпохи Возрождения. («Семь добродетелей: Правосудие», Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone, (1266 или 1267-1337), 1306 г. Падуя (Италия), Капелла Скровеньи (Капелла дель Арена)).
Образ Правосудия можно на живописной аллегории "Справедливость и Божественное Возмездие преследуют Преступление", написанной для Дворца юстиции французским живописцем и рисовальщиком Прюдон Пьер Полем (Prudon Pierre Paul, 1758-1823) в стиле живописи романтизма. Как отмечают специалисты, после того, как картина стала узнаваемым фоном в сценах судебных заседаний, представленных Оноре Домье, зрители более поздних времен воспринимали эту картину с иронией.
Аллегорию Правосудия оставил потомкам и основатель историко-художественного письма итальянский художник, писатель, историк и архитектор Джорджо Вазари (30 июля 1511 - 27 июня 1574) (Giorgio Vasari, 30 July 1511 – 27 June 1574). («Аллегория правосудия» (Allegory of Justice), Джорджо Вазари (Giorgio Vasari, 30 июля 1511 - 27 июня 1574)).
Образ Правосудия мастерски воплощен в скульптурной форме позднего Ренессанса – маньеризме, нидерландским архитектором и скульптором Хендриком де Кейсером
(Hendrick de Keyser, 15 мая 1565 года— 15 мая 1621 года). («Правосудие», Хендрик де Кейсер (Hendrick de Keyser), 1614-20 гг. Дельфт (Нидерланды), Ниуве Керк).
Интересен и своеобразен скульптурный образ Правосудия, созданный скульптором, и архитектором Гансом Крупером (1570-1637 гг., родом из Вейльгейма). («Правосудие», скульптура, Ганс Крумпер (Hans Krumper, 1570-1637 гг.), 1610-20 гг. Мюнхен, Резиденц).
Правосудие, обнимающиеся с Миром, увидел Лоран Де Ла Гир, французский живописец XVII в., один из основателей Королевской Академии живописи и скульптуры. («Обнимающиеся Мир и Правосудие», Лоран Де Ла Гир (Hyre, Laurent De La, 27 февраля 1606 г. - 28 декабря 1656 г.), 1654 г., Толедо (Огайо), Музей искусств).
Аллегория Правосудия была создана и фламандским живописцем, рисовальщиком и гравером Бартоломеусом Шпрангером, типичным представителем интернационального стиля маньеризма, который он активно разрабатывал и распространял в Европе. («Аллегория Правосудия», Шпрангер Бартоломеус (1546—1611) (Spranger Bartholomeus), 1599-1600 гг., Париж, Лувр).
Правосудие и Мужество неразделимы на картине итальянского живописца, рисовальщика, гравера Тьеполо Джованни Баттиста, бывшего в 1756-1758 президентом венецианской Академии художеств. («Мужество и Правосудие», Тьеполо Джованни Баттиста (1696-1770) (Tiepolo Giovanni Battista), 1743 г., Венеция, Скуола Гранде деи Кармини).
В изображении итальянского художника эпохи барокко Джордано Лука Правосудие персонифицирует женская фигура в белом одеянии, сидящая верхом на страусе в центре композиции, одним из атрибутов которого согласно старым иконографическим источникам, служит изображение мертвого страуса. Справа – Амур со стрелой в руке, слева – старец, олицетворяющий пороки. Картина насыщена светским духом, несет в себе оттенок чувственной грации, предвосхищающей рококо.
Аллегорию Юстиции можно увидеть на картине Гаэтано Гандольфи, итальянского художника Болонской школы живописи. («Аллегория Юстиции (Allegory of Justice)», Гаэтано Гандольфи (Gaetano Gandolfi; 31 августа 1734 — 20 июня 1802), 1760).
Шотландско-американский скульптор John Massey Rhind (9 July 1860–1936) свою Юстицию изваял в камне. («Юстиция (Justice)» John Massey Rhind (9 July 1860–1936)).
Представляет интерес работа канадского скульптора монументалист Walter Seymour Allward (18 November 1876 – 24 April 1955), установленная перед Верховным судом Канады в Оттаве
А вот современные образы Фемиды - Юстиции
Как пишет Сергей Середенко, «Божественность справедливости сохранилась до наших дней, и выражается в виде статуи богини правосудия, которая является почти обязательной принадлежностью судебных зданий. Называют эту богиню Фемида (Темида, Темис), что не совсем верно, поскольку эта греческая богиня, будучи действительно богиней правосудия, держала в правой руке не привычный меч, а рог изобилия. Рог на меч своей богине правосудия Юстиции заменили римляне, оставив неизменными другие обязательные атрибуты гречанки – весы в левой руке и повязку на глазах, символизирующую беспристрастность. Добрые эстонцы решили вернуть бедной женщине зрение и установили перед зданием Харьюского уездного суда в Таллине барельеф Юстиции без повязки…»
Да и в России статуи правосудия заслуживают изучения:
Фемида на здании Конституционного суда РФ
Статуя Фемиды у здания Верховного Суда России
Статуя Фемиды у здания Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания
Статуя Фемиды в здании апелляционного суда Москвы (Надпись гласит - Справедливость есть высшая из всех добродетелей. Марк Тулий Цицерон)
Статуя Фемиды в Арбитражном суде Амурской области
Статуя Фемиды в Брянском областном суде
Статуя Фемиды в Красноярском городском суде
Статуя Фемиды в Московском городском суде
Статуя Фемиды в Одинцовском районном суде
Статуя Фемиды в Федеральном арбитражном суде Западно-сибирского округа
Фемида на Здании Костромского областного суда
Вы также можете принять участие в нашем опросе.
Так, всет-таки какие у нас символы?
Источники:
- Современная энциклопедия. 2000.
- Большой Энциклопедический словарь. 2000.
- Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.
- Щеглов Г., Арчер В. Мифологический словарь, 2006 г.
- Пигулевская И.С. Словарь греческой мифологии, 2010 г.
- Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
- Большая советская энциклопедия, 1969-1978.
- Краткий словарь мифологии и древностей. М. Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.
- Ehrenberg V., Die Rechtsidee im frühen Griechentum, Lpz., 1921; Harrison J. Е., Themis, A study of the social origins of greek religion. Camb., 1927.
А. Л. - Мифы народов мира
- Мифы Древней Греции. Словарь-справочник. EdwART, 2009.
- И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001
- Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000
- Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. В. Д. Гладкий. 1998.
- Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф., 1907.
- Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.
- Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д., 1865.
- Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907.
- Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009.
- Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007.
- Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998.
- Энциклопедия Кругосвет
- Энциклопедия мифологии