Информационное агентство "Повестка дня"
В рамках проекта «Символ Права» в Екатеринбурге разработан образ богини Права – Православа. Отметим, что в свое время проект был поддержан ныне уже покойным известным российским юристом, одним из основателей Института философии и права УрО РАН Сергеем Сергеевичем Алексеевым.
О сути «Символа Права» говорит координатор проекта Геннадий Чеурин:
«Богиня Права – Православа – выражает авторский взгляд на идеи права, правопорядка, духа права.
Авторы просят различать богиню Права Православу и других известных богинь: древнегреческих Фемиду (богиня правосудия) и Диос (богиня справедливости), древнеримскую богиню правосудия Юстицию и древнеегипетскую богиню Маат, а также понятия Права и Правосудия. Правосудие, по мнению авторов, является частью Права.
Символ весов, состоящих из трех чаш
Весы, состоящие из трех чаш, равноудаленных и равновеликих, символизируют основу права: юридические (правовые) конструкции, первоэлементами которых являются дозволение, запрет и позитивное обязывание. И от того, насколько законодатель точно выверяет применение этих трёх первоэлементов в юридических конструкциях конкретных нормативных актов зависит раскрытие высшего назначения права, т.е. «создание такого общественного порядка, в котором творческая свобода «личности» находила себе наилучшие условия для своего осуществления» [4]. Позитивное обязывание – обязывание следовать своей судьбе, судьбе своего рода, своего народа и всего человечества [6].
Сами «юридические конструкции позволяют переплавить требования жизни, богатство опыта и достоинство разума в строгие, математически чёткие и настроенные на дальнейшее совершенствование построения прав, обязанностей, гарантий и ответственности конкретных лиц, а через эти построения превратить важнейшие идеи и ценности в жизненную реальность» [1, 453]. Данное утверждение особенно актуально для России, страны многоосновной и многоконфессиональной. Понятия добра и зла у представителей разных культур могут различаться, очень часто человеку приходится принимать решения, не лежащие в рамках противостояния добра и зла, а юридические конструкции с математической точностью выстраиваются так, чтобы благоприятствовать правам тех или иных лиц. В конечном итоге авторы ставят себе задачу: превратить каждое судебное дело в творческий процесс по регулированию и приданию совершенной формы созидательной общественной энергии (потенциала общества); посредством права направить общественную энергию на нравственную высоту, заряженные разумом ценности и идеалы. В правовых конструкциях живет дух права. Праву дано переводить активность людей как разумных существ в творчество и созидательное дело. Юридически должное становится фактической реальностью.
Другие символы
Меч в ножнах символизирует принцип презумпции невиновности. Накидка на голове женщины – житейскую мудрость, а книга – знания, компетентность. Богиня Права изображена в движении, это указывает на то, что и само право постоянно находится в устойчивом развитии.
Литература
1. Алексеев С.С. «Линия права», М., изд-во «Статут», 2006, 461 стр.
2. Ильин И.А. «Кое-что об основных законах будущей России». Собрание сочинений в 10 томах, т.2. М, «Русская книга», 1993, 480 стр.
3. Конституция РФ 1993г.
4. Покровский И.А. «Основные проблемы гражданского права». Интернет-ресурс http://civil.consultant.ru/elib/books/23/
5. Проект Конституции РФ (альтернативный вариант), редакция Алексеев С.С., Собчак А.А., Хохлов С.А., Калмыков Ю.Х. Москва, изд-во «Новости», 1992.
6. Ст.6 Конституционного закона Республики Казахстан от 16.12.1991г. №1007-XII «О государственной независимости Республики Казахстан».
7. Чеурин Г.С. «Диалог или триалог культур? Триединство менталитета населения России». Интернет-ресурс http://www.sibir-put.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=47
8. Шайкенов Н.А. «Правовое обеспечение интересов личности» – монография. Книга «Подвижник права». Астана, изд-во «Фолиант», 2002, т.1, 440 стр.».
Источник: http://agenda-u.org/14-05-13-10923.html