С экономической точки зрения банкротство — это неспособность должника отвечать по своим обязательствам и возвращать долги в связи с отсутствием у него необходимых денежных средств. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнять обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства он не исполнил в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Производство по делу о банкротстве арбитражный суд возбуждает при условии, что требования к должнику в совокупности составляют не менее 100 000 руб., а также имеются признаки банкротства. Основная цель процедуры банкротства — удовлетворение требований кредиторов к должнику (см. схему 1).
Основными источниками поступления денежных средств в конкурсную массу банкрота являются:
— реализация имущества должника;
— взыскание дебиторской задолженности с контрагентов должника;
— привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности (см. схему 2).
Субсидиарная ответственность является разновидностью гражданско-правовой ответственности, которая возникает в случаях, определенных законодательством. Согласно пункту 3 статьи 56 ГК РФ, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые вправе давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юрлица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Кроме того, в соответствии с пунктом 22 постановления Пленума Верховного суда РФ и ВАС РФ от 01.07.96 № 6/8 к числу лиц, на которые может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам признанного несостоятельным (банкротом) юридического лица, относятся:
— лицо, имеющее в собственности или доверительном управлении контрольный пакет акций акционерного общества;
— собственник имущества унитарного предприятия, давший обязательные для него указания;
— иные лица.
Существует несколько оснований для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. Первое основание — ненаправление или несвоевременное направление контролирующими должника лицами заявления о банкротстве при наличии соответствующих оснований (ст. 9 Закона о банкротстве).
Второе основание — это доведение контролирующими лицами должника до банкротства (преднамеренное банкротство). Если должник признан несостоятельным (банкротом) из-за действий и (или) бездействия контролирующих его лиц, то такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам. Отметим также, что часть 2 статьи 14.12 КоАП РФ и статья 196 УК РФ устанавливают административную и уголовную ответственность за преднамеренное банкротство должника.
Третье основание — уничтожение или неформирование контролирующими должника лицами документов в отношении финансово-хозяйственной деятельности организации. Зачастую после введения в отношении должника процедуры банкротства выясняется, что руководство должника не оформляло надлежащим образом документацию в отношении финансово-хозяйственной деятельности. Такая документация необходима арбитражному управляющему для принятия мер по формированию конкурсной массы и удовлетворения требований кредиторов.
СХЕМА 1. ПРОЦЕДУРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ДЕЛЕ О БАНКРОТСТВЕ КОМПАНИИ
Согласно статье 29 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность и аудиторские заключения подлежат хранению в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. При этом экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.
Часть 1 статьи 195 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, а также сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации о нем. Данная норма также определяет ответственность за сокрытие, уничтожение, фальсификацию бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, если они совершены при наличии признаков банкротства и причинили крупный ущерб.
Заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности может быть подано в ходе конкурсного производства, конкурсным управляющим по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов. Такое заявление представляется по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 4 статьи 10 Закона о банкротстве, и может быть подано конкурсным кредитором или уполномоченным органом. При этом заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности не может быть подано после завершения конкурсного производства.
Размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица равен совокупному размеру требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов по текущим платежам, оставшихся не погашенными по причине недостаточности имущества должника.
СХЕМА 2. КОНСТРУКЦИЯ СУБСИДИАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия нескольких контролирующих должника лиц, то такие лица отвечают солидарно.
Контролирующее должника лицо, вследствие действий и (или) бездействия которого должник признан несостоятельным (банкротом), не несет субсидиарной ответственности, если докажет, что его вина в признании должника несостоятельным (банкротом) отсутствует. Такое лицо также признается невиновным, если оно действовало добросовестно и разумно в интересах должника.
Аналогичная норма закреплена и в статье 401 ГК РФ, согласно которой лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отметим, что производство по делу о банкротстве не может быть прекращено до вынесения арбитражным судом определения по требованиям о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности. При этом в случае прекращения процессуальных действий по делу о банкротстве арбитражный суд по своей инициативе может приостановить производство по нему до вынесения определения по требованиям о привлечении указанных лиц к ответственности.
По статистике ВАС РФ число заявлений о признании должников банкротами, поступающих в арбитражный суд, с каждым годом увеличивается. При этом в 2012 году количество преступлений, по данным МВД России, связанных с неправомерными действиями при банкротстве, преднамеренным или фиктивным банкротством, ответственность за которые установлена статьями 195—197 УК РФ, по сравнению с 2008 годом снизилось (см. таблицу выше).
К наиболее распространенным случаям, когда действия контролирующих должника лиц приводят к его банкротству, относятся следующие ситуации:
— выведение контролирующими должника лицами наиболее ликвидных и дорогостоящих активов должника в преддверии его банкротства, сопровождающееся сокрытием вырученных денежных средств от реализации данного имущества;
— замещение в преддверии банкротства контролирующими должника лицами одних активов другими активами существенно меньшей ликвидности и стоимости (выведение капитала в наименее ликвидные формы);
— отчуждение в преддверии банкротства контролирующими должника лицами имущества, без которого невозможно осуществление основных видов хозяйственной деятельности предприятия (как правило, в пользу заинтересованных/аффилированных по отношению к должнику лиц);
— принятие должником в преддверии банкротства экономически необоснованных обязательств, зачастую посредством применения вексельных схем и поручительств (как правило, в пользу заинтересованных/аффилированных по отношению к должнику лиц), для приобретения фиктивным кредитором контроля за ходом процедуры банкротства должника;
— сокрытие, фальсификация или уничтожение контролирующими должника лицами имущества правоустанавливающих, бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих финансово-экономическую деятельность предприятия.
Можно выделить несколько оснований для рассмотрения вопроса о принятии мер по привлечению контролирующих должника лица к субсидиарной ответственности по его обязательствам. К ним, в частности, относятся:
— совершение должником крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, без одобрений компетентных органов компании (общего собрания участников, совета директоров, наблюдательного совета, общего собрания акционеров и т. д.) за период не менее двух лет, предшествующих возбуждению производства по делу о банкротстве, на условиях, не соответствующих обычаям делового оборота (ст. 5 ГК РФ);
— совершение должником сделок, заключенных на условиях, не соответствующих рыночным (п. 9 Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.04 № 855), за период не менее двух лет, предшествующих возбуждению производства по делу о банкротстве, а также за период проведения процедур банкротства;
— аффилированность бенефициара при заключении подозрительных сделок и сделок, влекущих за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами, по отношению к руководству и собственникам должника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Следовательно, для привлечения контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности необходимо доказать не только факты дачи им обязательных для исполнения указаний, но и наличие причинно-следственной связи между данными указаниями и причинением вреда имущественным интересам кредиторов. Это подтверждает судебная практика (определения ВАС РФ от 27.06.11 № ВАС-7897/11, от 13.12.10 № ВАС-16379/10 и от 18.09.08 № 11514/08).
С каждым годом увеличивается число судебных дел, в которых к субсидиарной ответственности привлекаются контролирующие должника лица. Такие дела все чаще рассматривают высшие арбитры (постановление Президиума ВАС РФ от 07.06.12 № 219/12, определения ВАС РФ от 23.07.12 № ВАС-9089/12, от 06.06.12 № ВАС-6821/12, от 26.07.11 № ВАС-9097/11, от 10.06.11 № ВАС-6785/11 и от 26.11.10 № ВАС-15940/10), а также региональные и областные нижестоящие суды (постановление ФАС Московского округа от 18.04.12 № А40-46655/11-95-224, определения Арбитражного суда г. Москвы от 10.04.13 № 40-35469/10 70-145Б и Пермского края от 07.08.12 № А50-3486/2009, решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.09 № А56-11933/2007).
Отметим, что привлечение к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц по его обязательствам при наличии оснований, установленных действующим законодательством, является инструментом, с помощью которого у кредитора появляется возможность частично возместить финансовые потери в связи с банкротством должника, ставшего следствием злонамеренных действий его руководства.