Почему судьи Высшего арбитражного суда коллективно ушли в отставку?
Давно в российской власти не случалось столь громкого политического скандала. Семь судей Высшего арбитражного суда демонстративно подали в отставку в день, когда президент внес законопроект о слиянии Верховного суда с Высшим арбитражным.
Судебная реформа — реформа, которую Россия ждет в первую очередь. Независимый суд — опора построения основ демократического общества и вменяемой рыночной экономики. Пока суд — под пятой исполнительной власти. Сдвиги происходят лишь на периферии судебной системы в виде укрепления третейских судов. Их лицом стали представители стремительно расширяющегося семейства омбудсменов.
Они свое дело делают — чего стоит, например, пробитая бизнес-омбудсменом Борисом Титовым «экономическая амнистия»! В каком бы урезанном виде амнистия ни вышла на свет, ею уже смогли воспользоваться более тысячи человек. А это важно: в правосудии счет должен вестись на единицы конкретных судеб, а не на сотни тысяч, которые превращаются в безликую статистику.
Развитие третейского суда — это попытка начать большую судебную реформу снизу. Но теперь реформа начинается и сверху.
На последнем Петербургском экономическом форуме Владимир Путин «в целях обеспечения единых подходов к разрешению споров с участием как граждан, так и организаций, а также споров с государственной властью и органами местного самоуправления» предложил объединить Верховный суд с Высшим арбитражным.
Теперь президент внес соответствующие поправки в Конституцию. Самое главное можно сформулировать в двух пунктах.
Первое. В России будет единый высший суд — им станет Верховный суд. Высший арбитражный суд упраздняется. Конституционный суд остается.
Второе. Весь высший судейский корпус формируется заново: переназначения (или чистки) придется проходить судьям (включая председателей) и ВАС, и ВС. Отбор кандидатов будет проводить специальная квалификационная коллегия, в которую войдут представители президента, Общественной палаты и объединений юристов, а также по три представителя от каждого федерального округа, избранных советами судей субъектов РФ. Будет создана и специальная экзаменационная комиссия, которая примет квалификационные экзамены на чин. В нее от каждого федерального округа войдет по одному судье. Составы экзаменаторов и членов квалифколлегии при этом пересекаться не должны.
Кадры, как давно известно, решают все. В суде все должны решать только судьи. Один из тормозов судебной реформы был в том, что для укрепления независимости суда судьи должны иметь гарантии несменяемости, но нынешний судейский корпус точно нуждается в обновлении. Президент нашел выход из тупика. Важно подчеркнуть, что от кадрового обновления Верховного суда под благовидным предлогом отстранена действующая Высшая квалифколлегия судей (ВККС) — ее члены сами работают в высших судах, а значит, подлежат прохождению чистилища.
Еще один важный элемент. Ликвидация ВАС не означает упразднения нижестоящих арбитражных судов — у них просто отрастает новая голова. А это значит, что опасения, высказывавшиеся по поводу ликвидации собственно арбитражного судопроизводства и утраты специализации суда, в значительной мере беспочвенны.
Есть все основания считать, что президент начинает действительно серьезную судебную реформу. И начинает с судей.
Материал: Николай Вардуль, главный редактор "Финансовой газеты"
"Московский комсомолец. РРЕ", 16-23 октября 2013 года