Сачёв Михаил Владимирович Официальный сайт
Арбитражный управляющий Михаил Сачёв: "Мы хорошо понимаем и видим проблемы Урала»

Интервью журналу «Арбитражный управляющий» (№3 (58), 2012 г.)


 

Статья в журнале

 

Наш собеседник — арбитражный управляющий, член НП «Уральская саморегулируемая организация арбитражных управляющих», председатель дисциплинарной комиссии УрСО АУ Михаил Владимирович Сачёв.

В профессию Михаил Владимирович пришел в достаточно зрелом возрасте. Так получилось, что после окончания института каждые два- три года приходилось менять работу. Пришла уверенность в том, что при ответственном отношении за это время можно освоить базовые знания и навыки на 80-90% (по словам арбитражного управляющего совершенствоваться можно всю жизнь). Эта тяга к новому в 1998 году привела Михаила Владимировича к порогу социально-делового центра, где начали работать курсы арбитражных управляющих... Выбор был сделан в пользу этой деятельности, ведь банкротство — это постоянно что- то новое: предприятия, места, люди, города.

 

- До этого у меня имелся управленческой опыт, работал и заместителем директора, и руководителем предприятия: без подобной практики невозможно стать арбитражным управляющим. Закон требует минимальный стаж — два года.

Профессия, по мнению Михаила Владимировича, является одной из самых интересных. Рассказывая о собственном опыте и проблемах антикризисного управления Михаил Владимирович отметил, что, к сожалению, во время процедуры внешнего управления ему ни разу не удалось достичь финансового оздоровления. В современной России такие случаи единичны. Как правило, руководители и собственники предприятия не занимаются профилактикой. Они выжимают из компании всё, что могут, накапливают такое огромное количество долгов, при котором ничего предпринять уже нельзя. Поэтому обычной процедурой стало конкурсное производство, цель которого не восстанавливать фирму, предприятие-банкрот, а продавать имущество и рассчитываться с кредиторами.

- К сожалению, банкротство — в любом случае, некий негатив, — продолжает Михаил Владимирович. — Оно изначально предполагает страшную неудовлетворенность какой-либо из сторон: либо у собственников забрали имущество, либо кредиторы остались без денег...

- Хотелось бы остановиться на процедурах некоторых предприятий, — рассказывает Михаил Владимирович, — ПСХК «Артёмовский» - одно из моих первых предприятий, банкротством которого я занимался около четырёх лет. Это то предприятие, на котором пришлось пережить все виды «войны». В результате — весь имущественный комплекс, который был выведен в преддверии банкротства (в том числе, и с помощью администрации Артёмовского района), был возвращён в конкурсную массу и в последствии реализован. В данном случае он был не разграблен, как это зачастую происходит, а сохранён.

Туринское АТП. Оно интересно тем, что мне в судебном порядке удалось взыскать с бюджета выпадающие доходы по перевозке льготников и, по сути, закрыть весь реестр требования кредиторов этой компании.

Достаточно мощное предприятие – ФГУП «Управление специального строительства №13 при Спец-строе России», где мне также удалось сформировать полноценную конкурсную массу и решить практически все задачи, стоящие перед конкурсным производством.

Ещё одно интересное дело, которое бы я отметил, — МУП «Магазин № 2» и МУП «Спецавтохозяйство» г. Омска, где мои разногласия по поводу компенсации расходов арбитражного управляющего дошли до Высшего Арбитражного Суда РФ. С удовольствием констатирую тот факт, что мне удалось отстоять свою позицию. Налоговая инспекция не смогла урезать мои расходы.

- Какими качествами нужно обладать, чтобы состояться в профессии?

- Стрессоустойчивость и профессионализм — это очевидные качества. Кроме того, арбитражный управляющий должен обладать, как это ни покажется сентиментальным, неким чувством сострадания. Потому что закон у нас построен гак, что человек, как субъект этих взаимоотношений, никак не защищён. Да, его права неким мифическим образом декларируются: на пример то, что зарплата должна выплачиваться. Но с учетом всех последний новаций в законодательстве я сначала должен выплатить все многочисленные налоги (например, НДС от продажи), а потом уже думать о заплате сотрудникам предприятия. Поэтому чувство сострадания, ответственности должны присутствовать, ровно, как и желание постоянно искать какие-то новые схемы и подходы. Все-таки у нас законодатель очень творчески подходит к закону о банкротстве — постоянно что-то изменяет, реформирует. К сожалению, не в пользу арбитражных управляющих, даже не в пользу самих работников.

- Как изменились, на Ваш взгляд, критерии профессионального отбора арбитражных управляющих?

- Несмотря на то, что ныне существующая редакция ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» прокредиторская, последние изменения значительно усилили роль управляющего. Теперь он может оспорить значительно большее количество сделок! Нововведения добавили ещё большую сложность в объёмное и витиеватое законодательство. Так что не ошибиться с личностью арбитражного управляющего — сверхзадача инициатора банкротства.

- Предоставленная свобода, наверное, усложнила поиски?

- В какой-то мере, да. Понятно, что для заявителя основным мотивом выбора арбитражного управляющего служит гарантия максимального соблюдения его интересов. Человек должен быть уверен, что его не обманут и не подведут. Интересно, что важнейшее значение в этом, по мнению большинства обывателей, заслуживает факт личного знакомства, что, по сути, и превалирует в нынешней системе взаимоотношений. Человек может быть суперграмотным специалистом, имеющим за плечами большое количество процедур банкротства, но заказчик выберет не его, профессионала, а бывшего одноклассника, однокурсника, своего родственника. Мне это кажется парадоксальным! Опыт капиталистических отношений давно уже приучил нас к тому, что качество и гарантии стоят денег, однако в процедуре банкротства до сих пор платят за мифическую безопасность.

А вообще, я искренне считаю, что современный арбитражный управляющий не просто инструмент в руках кредиторов, это — оружие пятого поколения. Однако не надо забывать, что главная функция этого «оружия» — во время процедуры банкротства не дать сторонам отступить от буквы закона.

С правовой точки зрения арбитражные управляющие защищены наиболее слабо. Сейчас мы находимся в неком переходном периоде. Если до 1 января 2011 года антикризисные менеджеры имели статус ИП, то после введения изменений в законодательство мы, хоть и некорректно, стали приравнены к адвокатам и нотариусам. Однако те имеют свой специальный закон, а мы — нет. То есть проблема связана и со статусом, и с вознаграждением, и с налогообложением.

Этим же сразу попыталась воспользоваться налоговая инспекция, и сейчас арбитражных управляющих хотят вывести из упрощённой системы налогообложения, перевести в статус физических лиц. Я искренне уверен, что это неправильно. Получается, что АУ — это некий волк-одиночка, пытающийся выжить сам по себе. Его права реально никто не защищает. СРО и другие организации пытаются выработать некую корпоративную этику, общие подходы, но на данный момент это никаких серьёзных результатов не даёт.

НП «Уральская саморегулируемая организация арбитражных управляющих» является одной из старейших в России. Мы — вторые в РФ, внесённые в реестр саморегулируемых организаций. 19 декабря 2012 года партнёрству исполняется 10 лег! Но важно даже не это. На сегодня объективно 80% всех СРО сосредоточены либо в Питере, либо в Москве. Региональных организаций достаточно мало. Поэтому в нашей работе играет роль некий патриотизм. Мы хорошо понимаем и видим проблемы Урала. И дело даже не в том, что мы стараемся быть профессионалами своего дела, а в том, что в этом же социуме живут наши родные и близкие, мы чувствуем ответственность за все, что здесь происходит.

Сыграла свою роль и высокая юридическая культура Свердловской области. Отличная база — наличие в регионе профильной академии и судов трёх инстанций — позволяют нам день за днём отрабатывать практику.

- Расскажите об арбитражных управляющих, сотрудниках, с которыми Вы работаете, как представитель НП УрСО АУ. Какие цели и задачи Вы ставите перед своими коллегами в осуществлении профессиональной деятельности.

Под моим руководством прошли стажировку около десятка человек. Практически все они остались в профессии. Со всеми коллегами поддерживаю ровные отношения, но это не значит, что у нас не бывает конфликтов, или каких-либо недоразумений. Как и в любом другом деле. Главное — умение выслушать, понять и прийти к правильному решению.

Моя команда небольшая. Юристы, как правило, все молодые и креативные. Их сознание не засорено порочной практикой. Они жаждут новых знаний, в работе ищут нестандартные подходы. Бухгалтерия, наоборот, представлена более зрелыми людьми, которые понимают, что работа с финансами — дело для профессионалов. А вообще все мы работаем под девизом: «Если не знаешь, как сделать, — сделай по закону!»

Возвращаюсь к нашему юбилею, хочу поздравить коллег с праздником! Всех тех, кто остался, выдержал. Потому что отсев в нашей профессии очень высокий. Например, в 1998 году со мной на курсах арбитражных управляющих училось почти 60 человек. А сейчас в профессии осталось лишь 8 — ушло около 90% «бойцов». Тем, кто всё-таки решил связать свою судьбу с этой специальностью, желаю не забывать о возложенной на него ответственности, быть честным и грамотным, всегда держать данное слово.

 

Беседу вела Ирина Цветкова


 

 

С уважением, Михаил Владимирович Сачёв
+7 (912) 288-22-06, sachev@mail.ru, michail@sachev.ru

Разработка сайта – «Henry Pushel»