Сачёв Михаил Владимирович Официальный сайт

ПУТЕШЕСТВИЯ

Путешествия по миру – прекрасный способ реализовать свою свободу и совершить массу открытий. В путешествии мы меняемся, что помогает нам под другим углом посмотреть не только на свою жизнь, проблемы и их решения, но и на структуру, развитие своего бизнеса.

Я люблю путешествовать и стараюсь каждый год открывать для себя две-три новые страны. За последние три года удалось побывать в Германии, Китае, Италии, Швейцарии, Франции, Дании Финляндии, Норвегии, Чехии и Швеции.

Не меньше меня привлекают и путешествия по России, особенно событийный туризм.

Путешествий за жизнь было очень много – накопилось большое количество фотоматериалов и интересных фактов, которыми хочется поделиться со своими читателями.

 

 


Крым 2015 (краткий отчет)

Памятник затопленным кораблям. г.Севастополь.

"Я через овиди степные
Стремился в каменистый Крым,
Где обрывается Россия
Над морем черным и глухим"
О. Мандельштам

В конце мая 2015 года я впервые в жизни выбрался в Крым. Маршрут лежал через Феодосию, Судак, Ялту, Балаклаву, Севастополь - через города с насыщенной историей, сказочной археологией, самоцветными пляжами… и повсеместной печатью сиротской усталости, приближенной к обреченности. Однажды прочитал в журнале «Вокруг Света», пожалуй, очень точные слова: «В Крыму ничто не доведено до конца, ничто не собрано воедино, многое брошено на полпути, оборвано, разбито, а кое-что вообще не началось. Нет даже приморской железной дороги. Дикая, не обузданная человеком красота, не подчинившаяся несчастной истории, — вот что такое Крым».

Выход из подземного завода для ремонта подводных лодок. г. Балаклава.

Конечно, впечатлила Генуэзская крепость в Судаке. Говорят, во всей Европе нет развалин живописней этих. Фортификационная постройка 15 века сегодня – излюбленное место для кинорежиссеров и рыцарских фестивалей.

Вспоминается Балаклавская бухта, за которую бились в свое время и древние греки, и римляне, и генуэзцы, и турки… Именно это место обычно отождествляют с бухтой листригонов из «Одиссеи». В городе-гавани в середине пятидесятых годов под влиянием атомной истерии начали рыть величественное подземелье, а точнее – подземный завод по ремонту подводных лодок. За строительством лично следил сам вождь Страны Советов. Это был единственный подземный завод! Но, в мае 1994 года, Балаклава простилась с последней российской подводной лодкой, и сегодня секретный объект местные называют не иначе как «Черная дыра».

Безусловно, прекрасна Ялта - жемчужина южного берега Крыма. Неповторимы сохранившиеся там дачи и дворцы российской знати. Например, Ливадийский, где проходила знаменитая Ялтинская конференция.

Генуэзская (Судакская) крепость. г. Судак.

Севастополь. Как писал Толстой, «не может быть, что при мысли, что вы в Севастополе, не проникли в душу чувства какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах…» Город славы, город-герой, а сегодня еще и город-курорт. Несмотря на полную трагизма историю, город не утратил своих корней.

Крым воспет многими поэтами, художниками, беллетристами. Вспомнить хотя бы Пушкина:

«...Волшебный край! Очей отрада!
Всё живо там: холмы, леса, 
Янтарь и яхонт винограда,
Долин приютная краса,
И струй и тополей прохлада...
Все чувство путника манит...»

 


Шагаа 2015 (г. Кызыл Республика Тыва)

Глава Республики Шолбан Валерьевич Кара-оол лично приветствует всех, кто добирается до вершины горы Догээ

19 февраля 2015 года с восходом солнца в Кызыле встретили первый день буддийского Нового года. Ранним утром на горе Догээ был проведен обряд Сан-салыр, возжигание священного огня. Считается, что присутствующие при обряде в новом году будут поддерживаться добрыми духами, а делам их будет сопутствовать успех. Глава республики Тыва - Шолбан Валерьевич Кара-оол - лично приветствовал всех, кто решился подняться к священному костру на вершину горы.

Шагаа - Новый год, отмечаемый по восточному лунному календарю, является одним из самых любимых и популярных праздников у тувинцев.

Этот праздник, знаменующий начало новой, обновленной жизни, отмечают не только тувинцы, но и многие другие народы Востока: китайцы, монголы, буряты, алтайцы и пр. Это и сам праздник Нового года, и первый месяц года, открывающий весну. Точной даты его проведения нет, она варьируется с конца января по начало марта.

Шагаа-биле! («С праздником Шагаа!»)

Глубокий смысл заложен в самом названии — Шагаа. Оно воспринимается тувинцами как Шагныц чаазы — «Начало [нового] времени», то есть нового цикла, новой жизни и нового года по лунному календарю. В Монголии аналогичный праздник носит название Цагаан-сар (Белый месяц). Именно при дворе монгольского хана Хубилая в XIII в. этот праздник наблюдал знаменитый итальянский путешественник Марко Поло, оставивший его первое описание. Помимо обрядов и действий, имеющих китайское происхождение, описывается и ряд моментов, характерных для Шагаа. Ношение одежды белого цвета, символизирующего счастье и благополучие (что характерно и для тувинцев); подношение подарков хану (соответствующее подношению кадаков старейшине рода у тувинцев); начало праздника рано утром, чтение благопожелания и обряд «сац салыры» - возжигание ритуального костра, являющиеся важнейшими моментами тувинского праздника.

C символом года на фоне нового обелиска «Центр Азии» в Кызыле. На месте прежнего обелиска, разработанного Василием Деминым в 1964, развернут целый скульптурный ансамбль: новый памятник и группа «Царская охота». Автор - прославленный на весь мир бурятский скульптор Даши Намдаков. Мне посчастливилось увидеть оба «лика» «Центра Азии» - советский торжественно-традиционный (в 2013 году) и новый, выполненный в скифских мотивах.

У самих тувинцев упоминание об этом празднике относят еще к VI-VIII векам нашей эры. Первое документальное упоминание о празднике Шагаа на территории Тувы встречается в приказе правителя Танну-Урянхая мээрен чангы Ламажапа угер-даа Очуру о праздновании Шагаа (1861 г.) Согласно этому документу, празднование проводилось согласно распоряжению верховного правителя Тувы, при этом дни празднования Шагаа объявлялись выходными.

В независимой Туве Шагаа с 1924 г. был присвоен статус государственного праздника. В протоколе заседания ЦК Танну-Тувинской народной партии (прибл. 16 дек. 1923 г.), на котором присутствовали заместитель председателя ЦК Дондук, премьер-министр Буян-Бадыргы и др., отмечалось: «оставить празднование Нового года (Шагаа) как традиционный старинный праздник».

>Однако с конца 30-начала 40 гг. новое руководство республики запретило праздновать Шагаа. Однако запрет привел к тому, что из официального праздник стал семейным и праздновался в районах республики.

В 1987 г., впервые за несколько десятилетий, Шагаа был проведен в Кызыле представителями тувинской интеллигенции (сотрудниками Тувинского научно–исследовательского института языка, литературы и истории; театра, работниками телевидения), что было негативно встречено Тувинским рескомом партии.

Но уже в 1989 г. партия сама выступила с инициативой проводить в районах республики народные праздники - Шагаа и Наадым.

Чтение благопожелания и обряд «сац салыры» - возжигание ритуального костра. Важнейшие моменты тувинского праздника.

А 8 февраля 1991 года вышло постановление Верховного Совета Тувинской АССР «Об объявлении Шагаа народным праздником Тувинской АССР». Согласно этому постановлению, Шагаа был объявлен народным праздником Тувинской АССР «в целях возрождения и развития национальных обычаев и традиций и в связи с пожеланиями населения республики».

В настоящее время, помимо грандиозных празднеств, в республике идет активное возрождение обычаев и традиций, связанных с Шагаа.

По информации Тувинского института гуманитарных и прикладных социально- экономических исследований, 2015 г.

 


Головной отраслевой музей истории гражданской авиации (г. Ульяновск)

Ту-144 Ульяновский музей гражданской авиации
Авиамузей находится рядом с
аэропортом Ульяновск-Центральный (Баратаевка)

В сентябре 2014 года в дни проведения в Ульяновске Международного авиатранспортного форума (МАТФ) мне удалось посетить местный музей гражданской авиации. «Головной отраслевой музей истории гражданской авиации» оказался местом уникальным: от музея ВВС в Монино и Музея дальней авиации в Энгельсе он принципиально отличается специализацией – на 17,5 гектарах земли собраны исключительно образцы отечественного гражданского самолетостроения.

Большинство экспонатов авиамузея - раритеты, а некоторые крылатые машины вообще существуют в единственном экземпляре, и увидеть их можно только в Ульяновске. Из четырех десятков самолетов и вертолетов, представленных на площадке, девять отнесены к памятникам науки и техники. Хотя, на мой взгляд, «памятника» здесь достойно каждое воздушное судно – как невозобновимая веха в истории великого авиационного прошлого нашей страны.

«Музей Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации» был создан Министерством гражданской авиации СССР в 1983 году. В 1989 году музею было присвоено звание «Народный музей». В 2008 году он был признан лучшим туристическим объектом Ульяновска. Фонды музея на сегодняшний день насчитывают 9000 экспонатов и документов, большинство из которых являются подлинниками.

АНТ-4 Ульяновский музей гражданской авиации
АНТ-4
конструктор: Туполев Андрей Николаевич

Самый старый и единственный сохранившийся до наших дней экспонат - ярко-оранжевый самолет АНТ-4 (ТБ-1), построенный в 1920-х годах. АНТ-4 - первый в истории СССР тяжелый цельнометаллический самолет моноплановой схемы. Это одна из самых ранних, среди сохранившихся в музеях, машин - детищ Туполева.

Прежде чем попасть в Ульяновск, АНТ-4 отслужил в ВВС, ГВФ, полярной авиации и… целых 40 лет пролежал на берегу небольшого озера в районе Игарки. В тех глухих местах самолет оказался в результате вынужденной посадки при совершении рейса из Туруханска в Игарку. 12 января 1944 года с 11 пассажирами на борту в результате низкой облачности и начавшегося обледенения АНТ-4 грубо приземлился на замерзшее озеро Денежкиной петли в русле Енисея. Сама посадка прошла удачно, но в самом конце пробега машина врезалась в крутой берег - разбилась носовая часть кабины, подломились стойки лыж, вышла из строя радиостанция. Спасатели обнаружили судно на следующий день - экипаж и пассажиры с места аварии были эвакуированы, а частично разрушенный самолет бросили. Только в 1983 году группа авиаторов Игаркского и Норильского авиапредприятий разыскала сохранившиеся части АНТ-4 и вертолетами перебросила их в аэропорт Игарка. Затем самолетом ИЛ-76 они были доставлены в Пулково и на автомашинах спецрейсом перевезены в Выборг. Раритет восстановили летом 1985 года в Выборгском авиационно-техническом училище гражданской авиации, используя двигатели и кабину с другого найденного АНТ-4. Далее, на барже, самолет-герой доставили в Ульяновск, где эта бесценная реликвия заняла свое почетное место в музее гражданской авиации.

Ту-116 Ульяновский музей гражданской авиации
Ту-116
разработчик: ОКБ Туполева

Также единственный сохранившийся в мире экземпляр, представленный в Ульяновском музее, - это Ту-116. Этот дальнемаистральный турбовинтовой пассажирский самолет был создан, как говорится в информационной табличке, «для перевозки высшего руководства СССР». По официальным данным КБ Туполева, Ту-116 действительно был заказан из опасения, что высшему руководству страны потребуется нанести визит в США, а находящейся в стадии разработки Ту-114 еще не будет готов.

Так, специально для межконтинентального перелета Никиты Хрущева под Ту-116 фактически были переоборудованы два серийных стратегических бомбардировщика Ту-95 (1956 и 1957 годов выпуска). На месте военного оборудования в самолете появились два пассажирских салона представительского класса (сегодня те «убранства» полностью утрачены), а во фюзеляже были сделаны иллюминаторы. По проекту, воздушное судно могло перевозить 400 килограммов багажа и до 24 пассажиров, в число которых входил обслуживающий персонал (бортпроводник, повар, штурман-информатор, а также, в случае необходимости, 10 - 12 человек вооруженной охраны). Самолет был построен в Куйбышеве всего в двух экземплярах.

Однако, по легенде, Хрущев отказался лететь на Ту-116, когда узнал, что пассажирский люк у самолета расположен «непрезентабельно», а именно - в задней нижней части фюзеляжа, под хвостом. По мнению Никиты Сергеевича это бы испортило эффектное появление советской делегации в аэропорту. Так, воздушные судна стали использовался для перелетов Главкома ВВС Деёнекина П.С. и членов Первого отряда космонавтов.

К управлению Ту-116 допускались лишь высококлассные экипажи из числа испытателей, а потому машины так и не были приняты в правительственный отряд. К тому же, в ноябре 1957 года начались испытания Ту-114, который лучше подошел для правительственных перевозок. Тем не менее Ту-116 эксплуатировались до конца 80-х годов. После этого один самолет был утилизирован, а второй стал экспонатом ульяновского авиамузея.

М-15 Ульяновский музей гражданской авиации
М-15
производитель: WSK-Mielec

М-15, представленный в ульяновском музее-аэродроме, также вызвал у меня немалый интерес. Это единственный в мире реактивный сельскохозяйственный самолёт и единственный реактивный биплан. За свой странный вид и весьма громкий двигатель он получил название «Бельфегор (Belfegor)», то есть «Демон».

М-15 (то есть «Мелец, модель пятнадцатая») был разработан советским конструктором Измайловым Рудольфом Александровичем и производился в Польше в 1970-е годы по заказу СССР. Всего было построено 175 экземпляров, 150 из которых эксплуатировались в СССР.

Сегодня в России сохранилось всего два экземпляра этого самолета – один из них ожидает своей очереди к восстановлению в монинском центральном музее ВВС РФ, а второй выставлен здесь, в Ульяновске.

Ульяновский «Демон» был последним лётным М-15 в стране. 23-24 августа 1983 года он совершил свой последний перелет в Ульяновск, где стал первым экспонатом будущего музея.

Ан-14 Ульяновский музей гражданской авиации
Ан-14
разработчик: АНТК им. О.К. Антонова

Тут же на площадке представлена и легендарная «Пчелка» (Ан-14А), самолет местных воздушных линий.

Отличные взлетно-посадочные качества Ан-14 позволяли эксплуатировать его на различных грунтовых площадках. Он использовался в качестве пассажирского, транспортного, связного, санитарного, сельскохозяйственного. С помощью «Пчелки» была решена одна из труднейших задач авиации – установление воздушной связи между различными населенными пунктами и объектами, не имеющими оборудованных аэродромов.

Ан-14 предназначался для замены Ан-2, однако «Аннушка» (главный авиадолгожитель планеты) оказалась более удачной техникой. К слову, Ан-2 также представлен в музее.

Ряд самолетов отраслевого музея размещено в крытом ангаре – например, У-2, известный также как По-2 и созданный Поликарповым Николаем Николаевичем.

У-2 По-2 Ульяновский музей гражданской авиации
У-2 (после смерти Поликарпова - По-2) -
визитная карточка ульяновского музея

У-2 (учебный) строился серийно с 1930 по 1953 год, всего было выпущено 33 тысячи машин. «Кукурузник», многоцелевой биплан, применялся в сельском хозяйстве, связи. В годы войны По-2 активно использовали в боевых действиях, в основном в роли легкого разведчика. По-2 (возможно, тот, что представлен в музее) фигурировал в фильмах «Небесный тихоход», «В бой идут одни старики», «В небе «Ночные ведьмы»».

Не менее интересны такие экспонаты музея как первый в мире серийный реактивный пассажирский самолет Ту-104; знаменитый турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолет Ту-114; ближнемагистральный поршневой двухдвигательный пассажирский самолет Ил-14М; а также Ил-62 - первый советский реактивный межконтинентальный пассажирский самолет, разработанный в ОКБ имени Ильюшина для замены Ту-114; одноместный сверхзвуковой высотный истребитель-перехватчик Миг-25 и многие другие.

Несмотря на сложные для авиамузеев времена, лично я предвещаю им бессмертие. Пока есть мальчишки, юноши, мужчины, влюбленные в небо, интерес к таким проектам не иссякнет.  

 

Ульяновский музей гражданской авиацииМи-1 Ульяновский музей гражданской авиацииУльяновский музей гражданской авиации

 


Коммунизм глазами чехов

Музей коммунизма Прага Монета с профилем Сталина Чехословакия
Чехословацкие монеты с профилем Сталина:
50 и 100 крон, серебро, 1949 год (к 70-летию «вождя»)

В 1949 году в Чехословакии, единственной стране соцлагеря, были выпущены монеты с профилем Сталина – в знак благодарности «вождю народов». Сегодня в Чехии профиль Иосифа Виссарионовича вдруг снова популярен - но в ином ключе. В 2001 году в Праге, на Пршикопе, 10, был открыт «Музей коммунизма» - и теперь с повсеместно развешенных афиш товарищ Сталин назидательным жестом приглашает вас познакомиться с… «кошмарами» режима. С той же частотностью на улицах Праги можно встретить афиши музея с изображением олимпийского мишки с автоматом Калашникова или русской матрешки со звериным оскалом – русофобия во всей своей «креативной» красе!

Музей коммунизма Прага Чехия 2014
Садо-матрешка на улицах Праги
январь, 2014 г.

Для англоязычной публики музей выпускает специальные буклеты – с большой, почти на весь разворот, фотографией танка, громящего жилой дом, и подписью: «Дважды [1945, 1968 – прим. автора] мы встречали советские танки со слезами на глазах. Танки были похожи, а слезы были разные». Вообще антисоветизм и русофобия в музее присутствует, начиная с «вешалки». Еще до контроля билетов посетителям предлагают прочесть краткую историю возникновения чехословацкой государственности – в том числе и о том, как после войны Сталиным был «значительно ограничен чехословацкий суверенитет». Видимо, в глазах чехов «ужасы коммунизма» смогли нивелировать роль России как в событиях 1918-ого, когда на обломках Австро-Венгерской империи возникла Чехословакия, так и в событиях 1945-ого, когда Чехословакия не только восстановила, но и расширила свои границы. В частности, освобождение территории Судетской области от коренного населения проводилось по отработанной Сталиным в России практике по депортации народов – судето-немцев полностью выселили за 24 часа.

Но вернемся к музею…

Музей Коммунизма Права Афиша Сталин
У входа в «Музей Коммунизма»: с 9 утра до 9 вечера
вам доступны "реальность" и "ужасы" режима

Пражский музей организован вокруг концепции «Коммунизм – мечта, действительность и кошмар». К «мечте», видимо, относятся представленные публике разнообразные бюсты и прокоммунистические картины, а также наглядные достижения в производственных и авиа-космических отраслях. «Действительность» отражена в полупустых прилавках продовольственных магазинов, многочисленных советских агитационных плакатах и школьном классе с коммунистическими учебниками и пропагандистскими материалами на русском языке. «Кошмар» организован вокруг воссозданного кабинета следователя ЧССР и фотографических зарисовок из жизни ГУЛАГа. Завершающая экспозиция посвящена Бархатной революции 1989 года.

Музей коммунизма Прага Чехия
Пустые прилавки
как символ советской эпохи

На выходе из музея посетителям предлагают приобрести памятную открытку или футболку с изображением, например, парящегося в бане Ленина, стригущего ногти балеруна-Маркса или Сталина, отдыхающего в компании девушек по вызову. И эта «сувенирная» лавка с ее акцентом на обесценивание символов ушедшей эпохи становится ярким подтверждением тому, что пражский музей имеет серьезный крен в сторону китч-коммунизма. «Ленин, должно быть, переворачивается в гробу», - пишется на сайте музея. – «Мы находимся над МакДональдсом, возле Казино».

Лично мне такая «игра» с историей не по душе. У истории, как и монеты, всегда две стороны – памятуя об «ужасах» коммунизма, помнить нужно и том, что во многом благодаря России после Второй мировой войны Чехословакия смогла сохраниться как самостоятельное государство. Ну, а вопрос суверенитета пусть останется на совести чехов…

 

музей коммунизма Прага чехия 2014Музей коммунизма Прага Чехия 2014Музей коммунизма прага чехия 2014
Музей Коммунизма Прага Чехия 2014Музей Коммунизма Прага Чехия 2014Музей Коммунизма Прага Чехия

 


Голубые мечи Мейсена

Мейсен мейсенская фарфоровая мануфактура meissen porcelain
Голубые скрещенные мечи -
клеймо мейсенского фарфора с 1722 года

Мейсен – немецкий город с тысячелетней историей, город монументальной средневековой архитектуры, неповторимого исторического ландшафта и местных традиций. Но для ценителей саксонского фарфора Мейсен – это, прежде всего, родина первой в Европе фарфоровой мануфактуры, город голубых мечей…

В 1709 году, вскоре после открытия 19-летним алхимиком Иоганном Бёттгером секрета изготовления твердого фарфора, в Мейсене была открыта первая фарфоровая мануфактура. На протяжении полутора веков саксонские курфюрсты прятали мейсенских мастеров в знаменитом замке Альбрехтсбург – там, за крепостными стенами, с особой тщательностью охранялся «китайский секрет» изготовления фарфора, приносящий местной знати баснословный доход.

Мейсен мейсенская фарфоровая мануфактура meissen porcelain
Работа на гончарном кругу -
первая стадия изготовления изделия

Для светской Европы начала 18 века фарфор был не просто предметом роскоши — он почитался как одно из величайших достижений культуры Востока и ценился, порой, как «целый полк солдат — с усами, оружием и полной амуницией».

Из фарфора, утверждали модельмейстеры мануфактуры, можно было сделать всё: посуду, вазы, парковую скульптуру, кукол, пуговицы, эполеты, ордена... гроб! Да, известно, что в Дрездене в начале производства из фарфора действительно был сделан гроб. Однако, из-за козней местного гробовщика, который расценил эту акцию как покушение на его монополию, гроб был разбит. Из фарфора даже делали эфесы для шпаг - и, когда владельца такой шпаги вызывали на дуэль, он должен был извиниться и сходить за другим оружием (поэтому такие шпаги называли "экскьюзками" (фр. excuser - извинять).  

Вскоре мейсенский фарфор, «белое золото» Саксонии, клейменное двумя голубыми скрещенными мечами, стал известен во всей Европе - и расширившуюся мануфактуру пришлось перевести из нагорного замка на окраину Мейсена, где она по сей день продолжает свою славную историю...

Сегодня на территории государственной мануфактуры (The MEISSEN Manufactory) открыт выставочный комплекс (House of MEISSEN), состоящий из Музея фарфора и демонстрационных мастерских. В нескольких залах мейсенского музея (Museum of MEISSEN Art) собрано более 3 тысяч экспонатов – расставленных в хронологическом порядке уникальных блюдечек, чашек, статуэток и ваз, отражающих три века истории саксонского фарфора.

Мейсен мейсенская фарфоровая мануфактура meissen porcelain
Фигура "до" и "после" первого обжига:
усадка на порядка 17%

Но особый интерес у посетителей комплекса вызывают, безусловно, демонстрационные мастерские (Demonstration Workshops) - четыре зала, в каждом из которых можно увидеть определенный этап ручного изготовления фарфора – формовку, соединение деталей, покрытие глазурью и роспись.

Экскурсия в мастерских начинается с небольшого фильма об истории мануфактуры и химическом составе белого фарфора – а после гости приглашаются на производство…

И вот уже гончар-формовщик на вращающемся круге ваяет из белой податливой массы нужную форму, заготовку. К слову, каждая из некогда принятых к производству форм хранится в огромном четырехэтажном «архиве». Тут, в тишине и прохладе, ждут своего часа более 200 тысяч гипсовых моделей, эталонов. За каждым эталоном – свой индекс, за каждым индексом – свой мастер, работающий на мануфактуре, может быть, сто, а то и двести лет назад.

Мейсен мейсенская фарфоровая мануфактура meissen porcelain
Подглазурная роспись. На тарелках сзади мастера
показан пример изменения цвета красок после второго обжига

После гончарной посетители попадают в мастерскую скульптора, где отдельные заготовки и детали при помощи жидкой глиняной смеси соединяются мастером в единую композицию. Для сравнения тут же на столе представлены два экспоната - в разобранном и собранном виде, а также одна и та же фигура до и после первого обжига – под воздействием 900-градусной температуры изделие уменьшается на одну шестую.

В следующей комнате, мастерской художника, на глазах у посетителей выполняется самая сложная и трудоемкая работа — первая подглазурная роспись красками. Под рукой у каждого мейсенского мастера два давних приспособления - кожаная подушечка и маленький деревянный кружочек на шпеньке – которые не дают устать руке и позволяют удобно вращать изделие.

Мейсен мейсенская фарфоровая мануфактура meissen porcelain
Надглазурная роспись. Справа от мастера
примеры позолоты изделия

После росписи следует глазировка — покрытие затвердевшего рукотворного произведения жидким слоем белого непрозрачного глянца. Затем изделие отправляют на второй обжиг, где при температуре 1450 градусов глазурь становится прозрачной, а цвета росписи претерпевают предсказуемое искажение. При создании мейсенского фарфора используются около 10 000 оттенков красок, рецепты которых, естественно, хранятся в строжайшей тайне.

В последней мастерской гостям демонстрируется надглазурная роспись фарфора - нанесение декоративных элементов и позолоты на уже обожженную глазурованную поверхность изделия. После чего следует заключительный обжиг фарфора.

Три цикла работы, три обжига, тройной риск – именно так любое мейсенское фарфоровое изделие становится произведением искусства.

Мейсен мейсенская фарфоровая мануфактура meissen porcelain
Музей Мейсена.
На фоне чайного сервиза

Узнать мейсенский фарфор можно по его фирменной эмблеме – скрещенным голубым саксонским мечам. Этот «логотип» был придуман еще в 1722 году – и сегодня, как и прежде, на каждое фарфоровое изделие он наносится вручную. Благодаря особой подглазурной технологии этот кобальтовый «знак качества» практически невозможно подделать.

Эмоции от экскурсии по выставочному комплексу Мейсена сложно описать. Думаю, мечта любого ценителя фарфора - своими глазами увидеть, как руки мейсенских мастеров создают уникальные шедевры. Словно ты оказался в Мекке для коллекционеров и прикоснулся к бессмертию этих голубых мечей…

 

Мейсенская фарфоровая мануфактураМейсенская фарфоровая мануфактураМейсенская фарфоровая мануфактура
Мейсенская фарфоровая мануфактураМейсенская фарфоровая мануфактураМейсенская фарфоровая мануфактура

 


Ту-4 на стоянке Монинского музея ВВС

ТУ-4 Музей ВВС Монино
Ту-4 на стоянке Монинского музея ВВС,
Московская область, 2013 год

Побывать в Монинском Центральном музее Военно-воздушных сил России я мечтал еще со времен учебы в Казанском Авиационном Институте. И вот, осенью 2013 года, моя мечта осуществилась. Среди всей представленной в музее техники более всего я ждал встречи с первым отечественным самолетом-носителем ядерного оружия – Ту-4. Сегодня уже никто не скрывает, что Ту-4 методом «обратной разборки» был полностью скопирован с американского бомбардировщика Б-29, однако за всей этой историей, безусловно, есть место Подвигу - техническому подвигу конструкторов ОКБ Андрея Николаевича Туполева и подвигу советского разведчика Николая Михайловича Горшкова.

Незадолго до поездки в Монино мне в руки попался материал «Человек, который похитил крепость» («Республика Татарстан», № 34-35 (26151), 2008 г.), в котором рассказывается история разведчика Николая Горшкова, обеспечившего КБ Туполева набором технической документации к Б-29. О том, что в распоряжении советских конструкторов было не только три «конфискованных» у США самолета, но и необходимая документация, прямо указано в книге воспоминаний Серго Берии «Мой отец Лаврентий Берия». Серго Лаврентьевич пишет: «Эти машины попали в ОКБ авиаконструктора Туполева... Сами чертежи двигателей, приборов американских машин наша разведка добыла раньше».

ТУ-4 Горшков Николай Михайлович
Документы Музея истории КГБ Республики Татарстан,
2013 год

Человеком, «который похитил крепость», оказался служивший в то время резидент советской разведки в Италии Николай Горшков, выпускник Казанского Авиационного Института. После того, как в 1944 году в руки наших военных попали три легендарных американских бомбардировщика, совершивших вынужденную посадку на аэродроме под Владивостоком, по всем разведрезидентурам был отдан приказ – достать на «Летающую крепость» конструктора Асена Джорданова любую документацию. Горшкову удалось это сделать через эмигранта, работающего на американском заводе «Боинга». Так, благодаря подвигу разведчика ОКБ Туполева и всей авиапромышленности СССР удалось выиграть пять лет…

Безусловно, неоценим подвиг и самого Андрея Николаевича – за два года ему удалось поднять на ноги безнадежно отсталую к тому времени советскую тяжелую бомбардировочную авиацию, а вместе с ней и смежные отрасли промышленности. Туполев как организатор действовал жестко. Известно, например, что во время работы в одном из залов ОКБ была открыта выставка, где стояли стенды всех министерств, поставляющих для самолета материалы и изделия. На стендах - вид продукции, фамилия ответственного за поставку и срок. Андрей Николаевич лично каждое утро следил за графиками – в случае угрозы срыва срока немедленно принимались карательные меры.

Ту-4 Музей ВВС Монино
Музейная табличка гласит: «Первый в СССР носитель ядерного оружия.
Разработан на основе американского бомбардировщика Б-29»

К середине 1946 года, когда все заказы были размещены, Туполев взялся за выпуск рабочих чертежей – тут ему снова предстояло проявить свой исключительный инженерный талант и широту технического мышления. Конструктор распорядился построить деревянный макет самолета по чертежам, отправляемым на серийный завод в Казань. Так, еще до прихода деталей из металла, специалистам удалось выявить все ошибки в чертежах. Колоссальная работа по тщательному анализу и разработке конструкции самолета, проведенная Андреем Николаевичем, не позволяет назвать Ту-4 лишь копией американского «Суперфортресса». Это был оригинальный аналог, многие разработки которого в дальнейшем легли в основу Ту-16 и Ту-95.

В 1947 году во время воздушного парада, приуроченного ко Дню Воздушного Флота, летчик Николай Степанович Рыбко поднял первый Ту-4 в воздух. Этот самолет стал первым стратегическим бомбардировщиком, способным после взлета с ледовых аэродромов Арктики и дозаправки в воздухе нанести ответный ядерный удар по Америке – США навсегда утратили монополию не только на обладание оружием массового уничтожения, но и на средства его доставки.

 


Шагаа или Новый год по лунному календарю

Председатель Правительства Республики Тыва
Шолбан Кара-Оол поздравляет гостей

Недавно мне посчастливилось побывать на тувинском национальном празднике Шагаа (Новый год по лунному календарю). Тувинский народ отмечает этот праздник обычно в начале белого месяца по восточно-лунному календарю (по европейскому это конец января – февраля).

Шагаа – не фиксированный праздник, его дата рассчитывается ламами (Управлением Камбы-Ламы Республики Тыва) по линиям на раскрытой ладони. Позднее празднование Нового года в Туве объясняется тем, что тувинцы считают годовой цикл завершенным только после того, как окотился скот. В 2013 году Шагаа пришелся на ночь с 10 на 11 февраля.

Шагаа является одним из самых ярких событий в жизни Тувы. В его праздновании переплетаются языческие традиции и религиозные каноны. В канун Шагаа во всех буддийских храмах, домах культуры и спортивных залах широко проводятся праздничные молебны, на которых Камбы-лама

Уральская делегация на горе Догээ

Тувы и Председатель Правительства Республики Тыва торжественно поздравляют верующих с наступлением Нового года и проводятся особые ритуалы и благопожелания.

Новый год у тувинцев наступает не в полночь, а с восходом солнца – в первый новогодний день. Однако, в ночь накануне Шагаа желательно не спать. Существует поверье, что в это время Будда объезжает на своей колеснице землю и, если ему попадаются спящие люди, он их принимает за мертвых и не благословляет.

 На рассвете перед храмом разжигают костер «сан», произносятся буддийские молитвы и благопожелания. Хозяйки приветствуют первый луч солнца свежезаваренным чаем, разбрызгивая его по установленной традиции в направлении частей света. Поприветствовав солнце, землю и Большую родину - Туву, этим чаем обязательно угощают детей и всех, кто находится в юрте.

«Сан салыр» - возжигание священного огня

После встречи нового года все собираются на площади Арата, где устраиваются самые разнообразные конкурсы и игры: стрельба из лука по кубикам, состязания по разламыванию костей крупного рогатого скота, силовые состязания для женщин, конкурс на поедание пельменей, народные танцы и многое  другое.

За три дня до Шагаа и в течение месяца после наступления нового года нельзя совершать неблаговидные поступки, в том числе употреблять алкоголь. В этот период стократно увеличиваются благие деяния и настолько же — обратные.

 


Позорный камень на площади Мерканти

Piazza Mercanti

Будучи в Италии, в Милане, с экскурсионной группой попали на площадь Мерканти, знаменитую тем, что тут, в здании Новой ратуши,  заседала юридическая коллегия, издавав­шая городские законы и выносившая приговоры преступни­кам и еретикам. Приговоры в отношении почетных обвиня­емых приводились в исполнение мгновенно: из окна зала заседаний  просто выбрасывалась веревка, на которой и вешали преступников.

Однако меня, последние 12 лет работающего в сфере антикризисного управления,  площадь Мерканти заинтересовала прежде всего тем, что тут располагался позорный камень, где ожидали своей участи банкроты.

Обанкротившиеся должники должны были сидеть без штанов до тех пор, пока не распродавали все их имущество, а их не сажали в тюрьму. Кстати, в тюрьме банкроты жили исключительно за счет подаяния, пожертвований горожан, и только в Новое время на их содержание стали выделяться государственные деньги.

Колодец, на месте которого раньше
находился «позорный камень»

Само слово «банкрот» родилось в Италии. Активная торговля, которая шла здесь в XIII-XV веках, вызвала к жизни такое явление, как обмен денег, меняльный промысел, ставший исходным моментом в становлении банковского дела. Термин «банк» возник в Венеции в XIV веке и происходил от слова «bankа», обозначавшего стол (скамью), за которым производили свои операции банкиры-менялы и ростовщики. Здесь же и истоки происхождения слова «банкрот»: если меняла разорялся, его стол-скамья публично ломалась в знак прекращения операций. «Banca rotta» - то есть "сломанная скамья".

 


Памятник Франческо Гримальди в Монако

Памятник Франческо Гримальди в Монако

В 2012 году во время путешествия по Европе мне удалось посетить одно из самых маленьких государств мира – Монако.

С 2005 года княжеством правит князь Альберт II, принадлежащий к одной из старейших династий Европы – Гримальди. Трон Монако находится в руках у представителей этой фамилии уже ни много ни мало более семи столетий.

А началось все в 1297 году. Ночью 6 января в ворота укреплённого монастыря на скале на юго-востоке нынешней Франции постучался бродячий монах и попросился на ночлег. Оставлять старого путника, еле переставлявшего ноги и опиравшегося на посох, на улице было негоже - и стражники отворили ворота.

Под плащом монаха скрывался воин, который, только переступив через порог, выхватил нож, зарезал стражника и впустил в крепость своих вооруженных сообщников. Звали воина — Франческо Гримальди. Этот вояка-авантюрист происходил из обедневшего рода Гримальдо Канелла, некогда бывшего консулом Генуэзской республики.

Захваченную хитростью крепость Франческо передал своему двоюродному брату Ренье. И тот уже под именем Ренье I 8 января 1297 года оказался властителем и замка, и княжеского престола монегасков, и удобного, хорошо защищенного средиземноморского порта с его по истине бесценной землей.

На гербе Гримальди появились две монашеские фигуры, достающие мечи из-под черных ряс. А ниже девиз: «DEO JUVANTE» — «С Божьей помощью».

 


Прогулка по Регенсбургу

Могильная плита с еврейского кладбища

Путешествуя по Регенсбургу в 2013 году, обратил внимание, что на фасадах жилых и общественных зданий нередко встречаются еврейские могильные плиты. Всё это отголоски далекого 1519 года, когда из города были изгнаны почти все евреи. Их дома были разрушены, на месте синагоги выстроена католическая часовня, а около четырех тысяч надгробий с еврейского кладбища пошли на строительство церквей и жилых домов баварцев, а также замурованы в стены зданий в качестве трофеев. Интересно, что температура поверхности площади Нойпфаррплатц, расположенной на месте бывшего компактного еврейского гетто, выше окружающих поверхностей. Многие связывают это с тем, что площадь стоит на месте захоронения сотен умерщвлённых евреев.

Ратуша - место проведения последнего Рейхстага
Священной Римской Империи Немецкой Нации

В средневековой Германии Регенсбург представлял собой второй по значимости город после Кёльна, здесь проходили Крестовые походы, велась торговля специями с Азией, производились ювелирные украшения и созывались Рейхстаги. С 1663 в Регенсбургской городской ратуше проводились заседания правителей территорий Священной Римской Империи Германской Нации — Рейхстаги Первого рейха. Заседания проводились тут регулярно, вплоть до роспуска Империи в 1806 году. 1 августа 1806 на последнем заседании рейхстага в Регенсбурге государства Рейнского союза объявили о своем выходе из состава Священной Римской империи немецкой нации.

Долговая башня

Последнее, что хочется отметить – в виду моей профессиональной деятельности в области банкротства – до наших дней из трех башен Каменного моста в Регенсбурге сохранилась лишь южная Мостовая башня. Другое её название «Шульдтурм» или Долговая Башня. Возведенная еще в 1300 году, во время Тридцатилетней Войны башня была сильно повреждена, затем восстановлена. С середины 16 века она использовалась в качестве долговой тюрьмы. Содержащиеся в камерах Башни должники просили милостыню, спуская кружку на веревке из окна башни. Под самой крышей находились две комнатки и кухня для охраны башни.

 


Памятный знак «Великих Булгар»

Великие Булгары
Болгарский музей-заповедник является объектом исторического
и культурного наследия федерального (общероссийского) значения
и особо ценным объектом культурного наследия Республики Татарстан

Летом 2013 года мне посчастливилось побывать в древнем городище Булгар (Болгар) Республики Татарстан. В Х - ХI веках Булгар, расположившийся в междуречье Волги и Камы, был столицей одного из крупнейших раннефеодальных государств Восточной Европы – Волжско-Камской Булгарии, а в ХIII веке - первой столицей Золотой Орды.

Булгар для мусульман – место особенно, сакральное. Здесь в 922 году волжскими болгарами добровольно был принят ислам как государственная религия – на территории Руси это произошло впервые и на несколько десятилетий раньше крещения Киевской Руси. Сегодня, несмотря на минувшие столетия и постигшие Булгар многочисленные разграбления и сожжения, город сохраняет подлинность, дух и чувство той могущественной и высокоразвитой державы.

Комплекс архитектурных памятников Булгара служит объектом религиозного поклонения и паломничества мусульман. Многие татары считают Булгар древней религиозной столицей. Летом 2012 года – в подтверждении значимости этого места - здесь были открыты Белая мечеть и Памятный знак. Объекты были возведены в рамках проекта «Культурное наследие Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск».

Великие Булгары Памятный знак
Памятный знак

Памятный знак создавался не как культовое сооружение, а как музей, посвященный историческому событию – принятию ислама. «Знак» представляет собой восьмигранное здание с круглым куполом из титанита и мусульманским полумесяцем на вершине, стилизованное под древнебулгарскую архитектуру. Внутреннее оформление Знака поражает – стены купольного зала украшены арабской вязью, вырезанной по мрамору, на окнах – витражи, на полу – богатый орнамент, под потолком здания - люстра, вес которой составляет около 1,5 тонн.

В главном зале Памятного знака на специальном пьедестале размещен самый большой в мире печатный Коран, изготовленный итальянскими мастерами. Уникальная книга украшена малахитом, бирюзой, топазами, серебром, сусальным золотом и другими драгоценными и полудрагоценными камнями. В Казань Коран был привезен 17 ноября 2011 года - и до 19 мая 2012 года он хранился в мечети Кул Шариф. Этот Коран внесен в Книгу рекордов Гиннеса как самое большое в мире печатное издание священного писания мусульман.

На цокольном этаже Памятного знака размещается музейно-выставочный комплекс, главным экспонатом которого является мозаичное панно «Принятие булгарами ислама» авторства Фарита Валиуллина.

Великие Булгары Памятный знак
«Маклашеевский всадник»,
Бронза, XI - начало XIII вв.

На территории государственного историко-архитектурного музея заповедника «Великие Булгары» также расположены уцелевшие оборонительные сооружения, палаты, мавзолеи и минареты XIII – XV веков – уникальные памятники архитектуры и истории Волжско-Камской Болгарии, являющиеся исламскими святынями и национальными святынями татарского народа. Сейчас это наиболее полный «заповедник» золотоордынской архитектуры в России.

В Булгаре активно ведутся археологические раскопки. На настоящий момент выявлено около 100 сооружений различного назначения и времени постройки. Некоторые из них относятся ко второй половине XIII - первой половине ХV веков. Не менее интересны предметы, обнаруженные во время раскопок.

Безусловно, чтобы ощутить всю сакральность этого места, здесь нужно побывать самому. Не зря говорят, что троекратное посещение Великих Булгар равнозначно хаджу в святую Мекку.

Великие Булгары Памятный знак
Cамый большой в мире печатный Коран,
изготовленный в итальянском городе Триест

Древнее городище Булгар, помимо произошедшего здесь эпохального религиозного события, известно также своим политическим наследием.

Город Булгар когда-то обладал мощнейшими оборонительными сооружениями — огромным земляным валом и рвом длиной почти в 6 километров. Легенды гласят, что «от множества войск земля тут стонала и гудела, и столбенели дикие звери…» Когда у стен Булгара встали полчища неукротимых монгольских воинов, его жители оказали врагам отчаянное сопротивление. Город выдерживал регулярные набеги монголов более 13 лет. Для покорения непокорных внук Чингисхана — Батый собрал огромное по тем временам войско — от 200 до 250 тысяч человек. Но захватить и разрушить Булгар монголам удалось только в 1236 году.

В конце XIII века Булгар, оправившийся, наконец, от монгольского нашествия, стал самым значительным городом Поволжья.  Именуемый в русских летописях как «Бряхимов» или «город Ибрагима» Булгар  был сосредоточением ремесел и торговли. Именно сюда – в первую столицу Золотой Орды - за ярлыками на правление приходили русские, армянские и другие князья завоеванных монголами стран. В 1250-х годах здесь уже чеканили монеты от имени верховных монгольских правителей. Ага-Базар, в 6 километрах от города, стал крупнейшим международным речным портом, куда приезжали купцы из Каспия, Руси и Скандинавии.

Великие Булгары
Северный мавзолей
(Монастырский погреб)

Естественно, что богатые булгарские земли манили не только монгол, но и русских князей. Так, в 1376 году великий князь Дмитрий Иванович и Дмитрий Суздальский послали в Булгарию большое войско под командованием князя Боброка-Волынского. У стен Булгара русские войска впервые встретились с применением огнестрельного оружия и боевых верблюдов. Тем не менее булгарское войско в ближнем бою потерпело поражение, и булгарскому князю Асану ничего не оставалось, как запросить мира и уплатить русским огромный выкуп за то, «чтобы войска не грабили города».

В 1399 году московский князь Василий I предпринял еще один поход на булгар. Ему даже удалось на время «выгнать из Булгара татар» — «ограниченный контингент» воинов-монголов и баскаков — сборщиков дани. Последнее известное упоминание о Булгаре относится к 1431 году, к походу на него московского князя Федора Пестрого.  После этого похода некогда великий Булгар практически прекратил свое существование…

Великие Булгары Памятный знак
Президент РФ Владимир Владимирович Путин
посетил древний Булгар 28 августа 2012 года

Первое подробное описание городища относится к 1712 году. «Весьма прекрасно и преславно Болгарское городище», -  записал в своих бумагах дьяк Андрей Михайлов, посланный в 1712 году по указу царя Петра I в далекую Казань. Сам Петр побывал на этом месте в июле 1722 года – и тут же издал указ о сохранении памятника.  Первые ремонтно-восстановительные работы в черной палате, раскопки у соборной мечети и в новом городке начались в 1884 году. В 1995 году Указом Президента России Б.Н. Ельцина  Булгарский историко-архитектурный музей-заповедник был включен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.

 


С уважением, Михаил Владимирович Сачёв
+7 (912) 288-22-06, sachev@mail.ru, michail@sachev.ru

Разработка сайта – «Henry Pushel»