Филумения (этикетка спичечная)
"Первым делом, первым делом – самолеты…" Для нас, выпускников Казанского Авиационного Института, эти слова из песни к кинофильму "Небесный тихоход" имеют особой смысл. Что бы КАИст не начинал – он начинает с самолетов! Так и мое увлечение филуменией – коллекционированием спичечных этикеток – началось с авиационных серий.
Слово "филуменист" с греческого переводится как "любитель огня". Такое название любителям спичечных этикеток в 1950-х годах придумала председатель Общества собирателей в Британи Марджори Эванс. До госпожи Эванс таких коллекционеров называли "лейбелистами" (от англ. Label – "этикетка"). В СССР это слово - из-за ошибки в документах одного из съездов КПСС, где оно было написано с одним «л» - прижилось в урезанном виде.
Спичечная этикетка в России появилась задолго до появления конвертов, марок и фотографий. Долгое время владельцы российских спичечных фабрик использовали ее исключительно для печати адреса фабрики, информации по качеству и предназначению спичек. Однако после революции и полной национализации спичечных фабрик спичечные этикетки резко поменяли свое содержание и предназначение. На этикетках стали печатать идеологические призывы и лозунги, информацию о различных событиях, рекламу продукции и услуг. В СССР филумения – в отличие от нумизматики, имевшей дело с драгметаллами, - всячески поощрялась. При этом, являясь самым массовым в СССР средством информации (тиражи этикеток доходили до сотен миллионов), спичечные этикетки подвергались жесткой цензуре. До середины 1950-ых ходов каждую спичечную этикетку утверждали резолюцией "Соответствует разрешенному Горлитом оттиску в печать". Во времена Сталина, например, было запрещено изображать на этикетках портреты "вождя народов", зато приветствовались лозунги, восхваляющие его. Позже, когда цензура была снижена, появилось огромное количество высокопрофессиональных минишедевров, затрагивающих все сферы жизни советского общества: от бытовых предметов до полета в космос. Черно-белые и многоцветные, сувенирные, поздравительные и рекламные спичечные коробки в Советском Союзе не просто не выбрасывались, а внимательно рассматривались, обменивались и коллекционировались.
«История отечественной авиации»: от самолета Можайского до Ту-154 (1975 г.)
На сегодняшний день удалось собрать полную коллекцию "Чудовской" серии - все 22 этикетки. Акцент на фабрике "Пролетарское знамя" г. Чудово я делаю, потому как аналогичная серия "История отечественной авиации" была выпущена еще как минимум на двух фабриках - в г. Усолье-Сибирском и Барнауле.
Самолет Можайского, 1882; Тяжелый бомбардировщик "Илья Муромец" Сикорского, 1913; Пассажирский самолет АК-1, 1924
Тяжелый бомбардировщик АНТ-4, 1924; Пассажирский самолет АНТ-9, 1929; Пассажирский самолет К-5, 1929
Тяжелый бомбардировщик АНТ-6, 1930; Пассажирский самолет АНТ-9 "Максим Горький", 1934; Истребитель И-16, 1934
Истребитель И-15бис, 1936; Пассажирский самолет Ли-2, 1938; Бомбардировщик Ил-4, 1938
Дальний бомбардировщик Пе-8, 1940; Бомбардировщик Ту-2, 1942; Штурмовик Ил-2, 1942
Истребитель Як-3, 1943; Пассажирский самолет Ан-2, 1947; Реактивный бомбардировщик Ил-28, 1948
Реактивный истребитель МиГ-21, 1950; Пассажирский самолет Ту-104, 1955;Пассажирский самолет Як-40, 1966
Пассажирский самолет Ту-154, 1968
День воздушного флота СССР (1974 г.)
В серии представлено все 9 этикеток. Фабрика: "Маяк" (г. Рыбинск).
Самолет; Три вертолета; Флаг Воздушного Флота СССР
Два истребителя; Самолет; Группа самолетов
Истребитель; Истребитель на взлете; Планер
Аэрофлот (1962 г.)
Серия рядовых этикеток из 9 штук. Выпуск Борисовского ф/с комбината.
40 лет Аэрофлоту (1962 г.)
Количество этикеток в серии - 9 штук. Выпуск Кировского СНХ, фабрики "Красная звезда".
Самолеты и вертолеты аэрофлота (1959 г.)
Серия из 9 рядовых этикеток (мной собрано пока только 8 штук). Фабрика: "Победа" (с. В. Лотов). Серия также выпускалась в разных цветовых гаммах на фабриках "Сибирь" (г. Томск), "Ревпуть" (ст. Злынка) и "Красная звезда" (г. Киров).
Пользуйтесь воздушным транспортом (1959 г.)
Серия из 5 этикеток, выпущенная в разных цветовых гаммах. Фабрика "Байкал" (г. Иркутск).
ВДНХ СССР (1960 г.)
Серия из 9 этикеток, авиации посвящено 4. Этикетки выпускались на фабриках "Ревпуть" (г. Брянск), "Красная звезда" (г. Киров), "Пролетарское знамя" (г. Чудово), "Победа" (г. Пенза), "Барнаульская" (г. Барнаул).
60 лет образования СССР (1982 г.)
Из 28 этикеток 3 посвящены самолетам и вертолетам СССР. Сувенирный набор был выпушен Балабановской экспериментальной спичечной фабрикой.
Достижения науки и техники СССР (1961 г.)
Из 9 этикеток серии одна посвящена авиации, а именно - "летающему вагону" Яковлева. Фабрики "Барнаульская" (г. Барнаул), "Белка" (г. Киров).
Пользуйтесь услугами связи (1961 г.)
Гомельский ф/с комбинат, в серии - 5 этикеток. Мной, к сожалению, пока собрано только 2.
Достижения науки и техники СССР (1959 г.)
Серия из 7 этикеток, авиации посвящена 1. В разных цветовых гаммах выпущена "Алтайской спичечной фабрикой" (г. Бийск).
Пользуйтесь услугами Аэрофлота (1959 г.)
В серии представлено 5 этикеток (для полной коллекции мне не хватает 1). Свердловская спичечная фабрика (г. Туринск).
История отечественного авиастроения (1917 г.)
Серия из 21 этикетки. Фабрика: "Победа" (с. Верхний Ломов). Эту серию мне еще только предстоит собрать.
Биплан П-IV-бис, 1917
Другие