Сачёв Михаил Владимирович Официальный сайт

Воссоздаю мир, в который пришел

Сачёв Михаил ВладимировичОкончив Казанский авиационный институт, работал на секретных производствах. В начале 90-х ушел в риэлтерский бизнес. Основал РГ «Недвижимость Урала» и первое профессиональное издание о недвижимости «Есть вариант». В 2000 году попробовал себя в новом направлении – арбитражном управлении. По его словам, эта деятельность наскучить не может, так как позволяет работать с абсолютно непохожими друг на друга предприятиями. Основное хобби – нумизматика и коллекционирование. Несколько лет назад Михаил Сачев стал собирать вещи 1962 года, в том числе и автомобили.

Я родился в 1962 году. Это стало точкой отсчета моей жизни. Самый важный период. Сейчас, с высоты прожитых лет, я пытаюсь представить, в каком месте я был, чтобы лучше понять себя сегодняшнего. Сделать это можно, в том числе, и с помощью вещей, ставших уже моими ровесниками. Я начал собирать их вокруг себя – книги 62 года, газеты, лотерейные билеты – все, что имеет отношение к этому периоду. Таким образом, вот уже несколько лет я реконструирую ту действительность, которая окружала меня, но мною в тот момент не осознавалась. События в то время происходили, действительно, сенсационные. Это был прорыв. И в первую очередь, в сознании самих людей, которым дали возможность посмотреть на мир под другим ракурсом.

Сколько себя помню, я всегда что-то коллекционировал. Первой стала коллекция спичечных этикеток. Потом, в 5-6 классе, было серьезное увлечение: я начал собирать марки. Как в 90-е подростки обменивались вкладышами, так и мы – дети 60-х приносили в школу марки (недавно племянник обменял мой альбом с марками на велосипед).  Как-то один знакомый сказал мне: «Коллекцию надо собирать дешево, а лучше бесплатно». Я так до недавнего времени и поступал. Причем, увлечения какой-то темой у меня волнообразные. Если поостыл немного, отложу в сторонку, через несколько лет вернусь. Начинаются коллекции всегда со случая. В 90-м году листал довоенную книгу, нашел талон на хлеб 1942 года. После этого стал собирать продуктовые карточки, талоны. Случайно попался на глаза проездной билет 1953 год, сейчас собираю проездные документы. Но это скорее разовые коллекции вещей: я не собираю - я их не выкидываю.

Деньги СССР образца 1961 годаА вот вещи 1962 года – это серьезно. Я готов в это вкладываться. Мне чисто по - человечески интересно, какая атмосфера была в то время, какие вещи, какие предметы окружали людей, что они читали, чем писали, на чем ездили. Мне самому хочется посмотреть на все это, потрогать. В развитие этой идеи я начал собирать всю линейку советских автомобилей выпуска 1962 года в их родной комплектации. В городе Котово (Волгоградская область), где живет моя мама, я уже купил большой гараж под мои будущие автомобили. Это будет их временное пристанище.

В конце 50-х – начале 60-х советские машины произвели фурор за границей. У нас был очень хороший старт. Экспозиция СССР в Брюсселе была отмечена высшими наградами Expo. Автомобиль в советское время стал настоящей мечтой, к которой люди готовы были стремиться долгие годы. Мой отец всю жизнь копил на автомобиль. Но получалось так, что, когда у него были деньги, купить машину обычному человеку было просто невозможно. Когда автомобили стали доступнее, в семье стало гораздо хуже с деньгами. Всегда немного, но не хватало. Даже в 90-е нужной суммы собрать не удалось, и отец купил себе грузовую машину. Поэтому моя коллекция станет своеобразным памятником тем стремлениям.

Календарь для школьника 1962 годЯ планирую собрать одну «Волгу», один «Москвич», одну «Победу», и один «Запорожец». Не просто купить, а отреставрировать в их первоначальном варианте. Возможно, еще будут мотоциклы того же года выпуска, но на них, в отличие от машин, я ездить не планирую. Авария в детстве заставила меня опасаться мотоциклов.

«Волгу» я уже купил. Красавица. Она очень хорошо сохранилась. Причем, почти все детали у нее родные. Один минус – ее когда-то перекрасили в ужасный цвет. Будем восстанавливать ее родной, благородно-серый. В гараже у меня уже строится реставрационная мастерская, куплено множество оригинальных запчастей: стекла, резинки, крылья. Нашел я и профессионального жестянщика, который специализируется именно на «Волгах». Предпочитаю отдавать работу, которую сам сделать не могу, в руки профессионалов. Но присутствовать при самом процессе я буду обязательно. По старым журналам и фотографиям мы восстановим интерьер машины, приблизим к оригиналу ее цвет. Только потратив на машину время и нервы, можешь назвать ее своей.

Нашел я в тех же краях и редкого запорожца 62 года. Пока не сошлись в цене с его хозяином, но думаю, уже в мае я куплю его. Он на простого горбатого запорожца не похож. У него база намного длиннее. «Запорожец» был модифицирован именно в 1962 году. Двигатель этой машины стал на четыре лошадиные силы мощнее, он мог разгоняться до 90 км в час. «Запорожец» оснастили и новыми декоративными элементами. Сделали его попригляднее. Мой «горбач» белого цвета, но сейчас он скорее грязный, чем белый. Очень хочется скорее его отмыть и привести в чувство.

Стремлюсь, чтобы машины в моей коллекции были с позитивной историей. Автомобиль без истории – это кусок железа. К тому же, история, как минимум серьезно добавляет машине цену. Выяснил, что «Волга» раньше принадлежала одному генералу из Москвы, который очень любил ее и тщательно ухаживал. Считаю, моя «москвичка» еще долго будет ездить по дорогам. После смерти генерала ее переправили в Волгоградскую область, родственникам, у которых я ее и приобрел. А «Запорожец» пережил войну в Грозном. Он напоминает мне маленького храброго солдата.

Журнал Крокодил 1962 годКогда соберу всю линейку советских машин, на иномарки 1962 года переходить не планирую. Может это и немного пафосно звучит, но у меня есть убеждения, что наша история – это наша история, какой бы она ни была. Если бы мне была интересна история Германии, наверное, я уехал бы в Германии и собирал бы немецкие машины. В этом смысле у меня уровень внутренней патриотичности очень высок. Очень часто могу сделать выбор в пользу чего-то отечественного, исходя из патриотических, а не рациональных соображений. Конечно, если это не связано с безопасностью и уровнем жизненного комфорта. И еще, за границей коллекционирование автомобилей – это давно отлаженный бизнес-процесс. Были бы деньги: купить можно любой автомобиль, в любой комплектации, любого года. Неинтересно, когда находишь автомобиль, не прикладывая к этому усилий. У нас машин очень мало выпускалось. Чтоб найти какую-то модификацию, подключаются десятки людей: друзья, родственники, знакомые. Душевнее это как-то. Сам много времени трачу на поиск, просиживаешь вечера в Интернете, читая форумы, сравнивая комплектации. Поэтому искать буду только в России и только машины советского периода.

В проекте моего загородного дома в Екатеринбурге уже выделено место под всю линейку шестидесятников. Когда закончу строительство, перевезу их сюда. Буду выезжать на них летом на прогулку с семьей. В одни выходные – на «Москвиче», в другие – на «Запорожце». Если будет тесно, потерпим. Ведь наши родители как-то сумели ужиться с этими машинами. И мы попробуем.

Послесловие

Хотя я получил права в 1979 году, первую машину купил только в начале 90-х. Это была «ОКА» - тогда только на нее и хватило. В течение лет десяти через мои руки прошла вся линейка отечественного автопрома: от восьмерки до двенадцатой. На буржуйские машины я пересел только в 2000-х. И что интересно: раньше я мог больше тысяч километров проехать, не делая остановок, а сейчас перестал получать от этого удовольствие. Не могу назвать даже причину, почему так произошло.

со слов Михаила Сачёва

записала Светлана Заславская

С уважением, Михаил Владимирович Сачёв
+7 (912) 288-22-06, sachev@mail.ru, michail@sachev.ru

Разработка сайта – «Henry Pushel»