|
|
|
(газета «Крылья» №8/1757, 22.10.2013)
А. А. Маханько, кафедра «Автоматика и Управление»
125 лет назад 29 октября по старому стилю в семье сельского нотариуса Тверской губернии родился мальчик – Андрей Николаевич Туполев. Тогда родители ещё не знали, что, пойдя в гимназию, их сын увлечётся техникой, а закончив её, поступит в Императорское Московское техническое училище (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана), где встретится с основоположником практической аэродинамики Н.Е. Жуковским.
Эта встреча определит не только судьбу самого Андрея Николаевича, но и развитие отечественной авиации в XX веке.
Начав работать в воздухоплавательном кружке Н.Е.Жуковского, А.Н.Туполев показывает себя отличным практиком. Он строит аэродинамические трубы для исследований, участвует в разработке планера, но молодость дает о себе знать и он не только взлетает на этом планере, но и участвует в студенческих волнениях, за что его отправляют домой под надзор полиции. Окончить училище ему удается только в 1918 году...
(orbicraft.livejournal.com, 03.03.2009)
Приятное дополнение к музею Казанского Авиационного Института. Замечательно оформленная комната-музей, наглядно освещающая жизненный и творческий пути Патриарха советского авиастростроения
(газета «Республика Татарстан» № 34-35 (26151), 21.02.2008)
Публикация "Самолет под копирку" в номере "РТ" от 17 января, посвященная истории рождения дальнего тяжелого бомбардировщика Ту-4, закономерно вызвала интерес у читателей, прежде всего казанских. Ведь именно в столице Татарстана в 1946 году началось серийное производство этих машин, а всего из цехов Казанского авиационного завода к июлю 1952 года их вышло более 600.
В свое время Национальный музей авиации и космонавтики Смитсоновского института в Вашингтоне провел расследование истории создания первого советского стратегического бомбардировщика Ту-4. Его авторы пришли к выводу: советские конструкторы и инженеры, скопировавшие американский самолет В-29 ("Летающую крепость"), совершили своего рода технический подвиг. Однако в материалах расследования ничего не говорится о подвиге другого рода, собственно предопределившем сроки и качество воспроизведения американского бомбардировщика в ипостаси Ту-4. Между тем КБ Туполева получило набор технической документации к В-29 благодаря советскому разведчику Николаю Горшкову, выпускнику Казанского авиационного института. Остальное, как говорится, было делом техники.
(Крылья Родины, №1, 2 – 1989 г.)
Леонид КЕРБЕР, лауреат Ленинской и Государственных премий,
Максимилиан САУККЕ, инженер-исследователь
В кoнце 30-х годов руководители страны и ВВС пришли к выводу, что в грядущей схватке с фашизмом стратегическая авиация не нужна. Эта ошибочная концепция получила свое завершение на совещании авиационных работников в начале 1939 г. в Кремле. Так была похоронена последняя надежда на широкое строительство совершенной по тому времени летающей крепости, самолета АНТ-42 (ТБ-7, Пе-8). Вместо них началось производство фронтовых бомбардировщиков.
Нагрянувшая война быстро поставила все на свои места. Пришлось в тяжелейших условиях навёрстывать упущенное и в годы боевых действий строить ТБ-7. Горький урок пошел впрок, и на стратегическую авиацию перестали смотреть как на пасынка. Это позволило КБ А. Туполева после 10-летнего перерыва приступить в 1944 г. к проектированию третьего поколения тяжелых бомбардировщиков. К середине 1945 г. были проведены основные расчеты, продуты модели, а к концу года МАП и ВВС ознакомились с макетом и эскизным проектом машины, шедшей под шифром «64».
Это время совпало с осложнившейся международной обстановкой. После смерти Ф. Рузвельта на пост президента США вступил г. Трумэн. 6 и 9 августа 1945 г. американские ВВС сбросили атомные бомбы на японские города. Погибли десятки тысяч мирных жителей. Таким диким способом США решили продемонстрировать Советскому Союзу свое военное превосходство, чтобы заставить его отказаться от помощи мировому национально-освободительному движению. 5 марта 1946 г., после выступления У. Черчилля в Фултоне (CLUA), антигитлеровская коалиция распалась: США и Великобритания перешли к «холодной войне» с СССР. Для обороны нашей страны стало необходимо как можно быстрее разработать ядерное оружие и средство его доставки...
|
|