Медведь – предок человека
Одна из моих самых больших коллекций посвящена медведям. На сегодняшний день удалость собрать более двух тысяч экземпляров косолапых – фарфоровых, деревянных, плюшевых, пластмассовых, нарисованных… Не менее интересным оказалось собирать и «медвежьи» легенды, некоторые из которых небезосновательно утверждают: предком человека был именно медведь…
Медведь – предок человека
Экспонат экспозиционного комплекса,
посвященного М.Б. Кенин - Лопсану
в зале шаманизма Национального музея
Республики Тыва, г. Кызыл С легендой о том, как человеческий род пошел от Медведя, я познакомился во время своего путешествия по Республике Тыва. По верованиям тувинского народа, в далекой древности на «азарлар денгири» (на небе племени небожителей) жил «адыг хайыракан» (медведь-бог), который однажды спустился (по другой версии – был сброшен) на землю. От него, представителя рода «азарларов» (небожителей), произошел первый тувинский шаман. Именно поэтому, говорили древние тувинцы, человеческое тело подобно телу медведя.
«Хайыраканом» (богом, владыкой, предком) медведя люди называли из страха и почтения. Считалось, что прямо и громко произносить имя «адыг» (по-русски «медведь») нельзя, поэтому тувинцы применяли иносказательные прозвища – «хайыракан» (предок), «мажаалай» (тихий), «чер кулактыг» (чудовище с земным слухом), «турлуг чуве» (страшное существо), «кара чуве» (черное существо), «улуг хайыракан» (великое божество). В существующем в тувинской речи восклицании «Өршээ, хайыракан!» («Господи, помилуй!») некоторые религиоведы видят отголоски тех самых шаманских воззваний к «медведю как духу-предку».
В мифах тувинских шаманов медведь – не только предок человека, но и защитник охотников. Согласно древним сказаниям, встретившись с медведем, охотник должен был совершить поклон и угостить зверя пищей. Никто не мог направить в сторону медведя ружье, потому что он являлся владыкой страны. Охота на «хайыракана» была большим грехом.
Существует у тувинцев также миф и об «Адыг-ээрен» (дух-Медведе). По старинному преданию, этот дух-Медведь отличается исключительной наблюдательностью и богатырской силой. Держать дух-Медведя при себе – для защиты юрты от злых духов - могли только шаманы, обладающие «высшей силой».
Поклонение медведю-предку у современных тувинцев проявляется в сохранившемся ритуале «медвежьего праздника», объединившего в себе элементы тотемизма и промыслового культа. Главной составляющей праздника становится ритуальная (чаще инсценированная) охота на медведя с последующим извинительным обрядом, воспеванием зверя как предка рода, поеданием его мяса и захоронением костей зверя для его скорейшего возрождения.
Одно из известных шаманских обществ в Туве сегодня - «Адыг-ээрен» («Дух медведя»), его председатель Кара-оол Допчун-оол - один из сильнейших тувинских шаманов. В обществе около 30 человек, среди которых Орлана Монгуш, шаманка небесного происхождения, Николай Сарыглар, потомственный шаман, Геннадий Саая, потомственный шаман от духов земли, чертей и Черного Ворона, и другие известные в республике шаманы.
Легенда о сотворении мира.
Рассказ деда адыг-тулуша внуку адыг-оолу.
Выдержка из материала газеты «Тувинская Правда», № 4, 2012 год.
Адыг-Тулуш: Когда, создавалась Мать-земля, Солнце и Луна позвали создателя-чаякчы Небо-отца. Солнце светило днем, а Луна ночами. В то время земля была ровная, а небо – синее синего, и ничего не происходило. От тоски Мать-земля рассердилась, образовались горы и равнины, морщины и соленые озера.
– Дед, а почему шаманов называют адыг-ээрен (дух медведя)?
– Потому что растениям, животным и людям досталась частичка создателя Тын, они также как Улу – родственники. Истинное название шамана – Кам-кижи, переводится как защитник рода-племени. Есть еще албыс-шулбус, которые мешают жить людям, потому что они не нашли свое тело на земле, от того они злые и нехорошие. С древних времен повелось так, что Кам–кижи при рождении получает чуть больше небесного тын-духа. Он может путешествовать в миры, обладая памятью и сознанием, используя свой солнечный бубен.
– Дед, а от кого мы произошли?
– Мы – из рода медведей, произошли от медведя. Когда-то он хотел достать Небо-отца, взобрался на вершину горы Тей и коснулся неба. Тут его утреннее солнце опалило, и он спустился со скал без шкуры, а скалы без леса и травы остались, так и появилось племя Адыг-Тулуш. И те скалы теперь называются Хайыракан, и село называется так же, оно находится в Улуг-Хемском кожууне. Вот видишь, мои волосы тут белые – это знак создателя, мы – избранные небом.
Поэтому мы поклоняемся Отцу-небу – Тэнгри. Ежегодно люди должны подниматься на гору Бай-Тайга. Они одевают шапки с острыми верхушками – это знак неба и солнца, напоминающий о том, что мы спустились со скалы на равнину и стали людьми.